сначала надо определиться, что выбрать: живопись или графику. Деление это достаточно условно. Раньше музейные работники разделяли их по способу хранения, относя к графике работы на бумаге. Однако художники давно уже перестали придерживаться старых требований к художественным материалам, и, например, пишут картины маслом на тонком картоне. Поэтому стоит обратить внимание на то, чем пишется картина или делается рисунок: масло, акрил, пастель, уголь, тушь. Каждая техника имеет свои достоинства, поэтому стоит говорить не о том, что лучше, а - что именно Вам больше подходит. - Масло лучше, чем любая другая техника, передает светотени, цвет, объем, фактуру. В наше время картины маслом считаются более престижными, причем холст на подрамнике более престижен, чем холст на картоне или грунтованный картон. Картина маслом пишется дольше и стоит дороже. Нормальные сроки для написания картины маслом средних размеров в технике многослойной живописи - 3-6 недель. Все существующие материалы и приемы ускорения могут сказаться, во-первых, на художественных достоинствах картины, во-вторых, на времени ее жизни. Если при соблюдении канонов многослойной живописи и использовании стандартных, апробированных веками материалов картины сохраняются тысячелетиями, то при использовании различных химических средств для более быстрого высыхания масла через несколько лет краски могут сильно измениться, пожухнуть, либо даже начать осыпаться с холста. Хотя всё то же может произойти и из-за неблагоприятных экологических условий в помещении или за окном. Но всё же, заказывая картину маслом, лучше учитывать временной фактор. Если время поджимает, а подобрать картину среди готовых не удается и надо заказывать, приходится выбирать: отказаться от многослойной живописи в пользу однослойной (т.н. алла прима), отказаться от традиционной технологии в пользу различных "ускорителей", пусть даже существует риск, что картина не проживет тысячи лет, либо отказаться от такого материала, как масло, и обратить взор на другие техники. Что же касается денег - если картина маслом не укладывается в бюджет, то можно подумать о приобретении этюда. Как правило, этюды выглядят достаточно престижно, хотя и проще, чем картина. - Акриловые краски появились сравнительно недавно и завоевали большую популярность среди художников, в первую очередь из-за быстрого высыхания. Работы акрилом пишутся намного быстрее, чем маслом, поэтому стоят дешевле. Они яркие, эффектные, после высыхания становятся устойчивыми к воде и различным растворителям - их даже можно мыть. Акрилом можно писать практически на любых материалах. Однако при передаче оттенков и тональных переходов акрил проигрывает маслу. - Сухая пастель выглядит чуть менее броско, чем масло, тем не менее, её бархатистая мерцающая фактура прекрасно смотрится в любом интерьере. Пастель позволяет создать неповторимый образ живого существа, однако она немного хуже передает цвет и детали. Кроме того, ее нежелательно вешать на стены, освещаемые прямым солнечным светом. Срок написания работы пастелью меньше, чем маслом - от нескольких дней до 1-2 недель, поэтому пастели стоят дешевле масла. Несмотря на кажущуюся "непрочность", пастели весьма долговечны, сегодня известны работы, которым более трехсот лет - и они находятся во вполне удовлетворительном состоянии. По поводу престижности - в глазах многих ценителей искусства, особенно людей интеллигентных, она не менее престижна, чем масло, но эти взгляды разделяют не все. - Уголь или тушь больше подходит для любителей чёрно-белой графики. Такие рисунки элегантны и хорошо смотрятся в любом интерьере. Черно-белая графика более условна, эта техника лучше подходит в тех случаях, когда форма и линии важнее, нежели свет и цвет. Рисунок делается за 1-3 дня, что определяет его более демократичную цену. А срок его жизни практически неограничен, если не мочить и не подвергать его механическому воздействия - но ведь и бронзовую скульптуру можно повредить. Делая выбор в пользу того или иного материала, обратите внимание еще вот на что: картины маслом могут размещаться в интерьере как в рамах, так и, нарочито, без них. А работы пастелью и углем обязательно надо вставить в раму со стеклом, иначе они долго не проживут. Кстати, вне зависимости от материала, картины и рисунки можно не только вешать на стены, но и ставить на специальные декоративные мольберты. Если Вы хотите купить или заказать картину либо рисунок в подарок, рама обязательна, хотя бы так называемая демонстрационная, то есть не слишком дорогая. Впрочем, как показывает практика, получив картину или рисунок в подарок, в большинстве случаев раму на ней не меняют. Поэтому, планируя затраты, не стоит забывать про раму. Приличная рама для картины маслом сегодня может стоить недёшево, как и хорошая рамка для рисунка или пастели средних размеров, с паспарту, стеклом, картоном сзади, предохраняющим от повреждения, и подвеской. Иногда для рисунка или пастели не заказывают раму, а приобретают фоторамку. Некоторые из них могут быть весьма стильными, хотя большинство правило, выглядят непрезентабельно, и результат оказывается тот же, что и в случае, если драгоценный камень вставить в кольцо из алюминия или латуни - после этого никто и не подумает, что это именно драгоценный камень, а не цветная стекляшка. То же и с большинством фоторамок: они всё же предназначена для фотографий, а серьезный рисунок или пастель она лишь защитит от внешних воздействий, но не украсит, и он может даже восприниматься зрителями не как произведение искусства, а как не имеющий собственной ценности принт, выпущенный массовым тиражом и продающийся чуть ли не по цене бумаги. Тем не менее, в качестве защитной рамы использовать фоторамки можно. Правильно подобранная рама подчеркивает достоинства произведения искусства, неправильно подобранная, наоборот, скрывает его достоинства. Причем, если рама дешевая, то и работа выглядит более дешевой, если рама дорогая, то и работа выглядит более дорогой. Поэтому люди опытные, намереваясь купить или заказать картину либо рисунок, хоть для себя, хоть в подарок, не ставят цель сэкономить, выбрать дешевый багет, и не считают зазорным спросить мнение у художника, искусствоведа или профессионального дизайнера интерьера. Иногда процесс подбора рамы плавно переходит в консультацию по размещению произведения искусства в интерьере. Добросовестные работники багетной мастерской также могут оказать помощь в подборе рамы - но именно добросовестные, не ставящие целью уговорить клиента заказать раму подороже, а не ту, что лучше всего подходит к данному произведению. Портрет: с натуры или по фото? Это разные виды работ, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Портрет с натуры - это произведение искусства, его создание требует усилий и художника, и того, кто позирует. Обычно для написания портрета с натуры требуется несколько сеансов позирования, при этом в качестве вспомогательного материала может использоваться фотография или видео. Но именно в качестве вспомогательного материала, а не перерисовываться один к одному. Бывает, что необходимо написать портрет по фото, без позирования, например, если он предназначен в подарок, как сюрприз. Лучше, если при этом используются различные фото- и видеоматериалы, чтобы художник мог получить как можно большее представление о герое портрета. А просто перерисовать понравившуюся фотографию - с этой работой может справиться не только профессиональный художник, но и учащиеся художественных школ и даже люди, вообще не умеющие рисовать. Но в этом будет столько же искусства, сколько витаминов - в пластмассовых фруктах, выставленных в витрине. Это не значит, что они плохи, просто они не предназначены для еды. То же и перерисованная фотография: иногда это единственный способ получить необходимый портрет, поэтому полностью отрицать данный метод нельзя. Однако надо понимать, что портрет как произведение искусства создается только тогда, когда художник видит своего героя, узнает не только его облик, но и внутренний мир, и передает это на холсте или бумаге, чтобы зритель увидел его таким же, каким видит его он. Договор на приобретение или заказ работы может быть заключен с художником (физическим лицом) или с галереей (юридическим лицом). Цены на картины, цены на рисунки, цены на портреты - это вопрос договоренности между художником и покупателем (заказчиком). Большинство покупателей ищет картины подешевле, не догадываясь, что слишком низкая цена - это буквально гарантия низкопробной халтуры. Настоящий художник может работать бесплатно, ради идеи, ради будущего успеха, ради того, чтобы реализовать свой замысел, - но не станет создавать, или продавать уже написанную картину, в которую вложил душу, за гроши. То есть в крайне тяжелой ситуации, возможно, и станет, но тогда на этом его стремление полностью "выкладываться" и закончится. Только "правильная" цена, отражающая творческий потенциал художника и вложенные им в работу силы, способности, самою душу - залог того, что художник будет работать на пределе своих воможностей, а значит, в будущем это произведение имеет шанс найти свое место в истории мирового искусства. Цена на картину, рисунок, портрет зависит от нескольких принципиально важных моментов: во-первых, и главным образом, от провенанса - так называется история произведения искусства. Провенанс - это и личность художника, его раскрученность и т. п., и история создания работы, и выставки, на которых она показывалась, и публикации, и предыдущие собственники этой работы, и другие подобные факторы. Понятно, что чем провенанс интереснее, тем работа дороже. При этом иногда случаются казусы: например, на благотворительных аукционах цена на картины, написанные известными личностями, бывает выше, чем на мировых аукционах цены на картины классиков русской и мировой живописи - благодаря интересу к известным людям и тому, что деньги должны будут пойти на благотворительность. Правда, подобные "акции", являющиеся занятным приколом для большинства граждан, далеких от искусства, вызывают определенные вопросы у искусствоведов, художников и знатоков искусства - и в любом случае они хорошо иллюстрирует тот факт, что провенанс может быть создан удачным пиаром, и аукционная цена не всегда отражает реальную художественную ценность работ, что спустя некоторое время может привести к сильному разочарованию покапутелей; во-вторых, цена зависит от техники - при прочих равных условиях самой дешевой будет черно-белая графика, дороже ее - пастель и акрил, еще дороже масло. в-третьих, она зависит от размера работы и ее сложности - чем картина больше, и чем больше на ней изображено персонажей, а также деталей, тем больше времени уходит на ее создание. Все другие факторы, как то: советы знатоков (которые могут ошибаться), места в рейтингах (которые можно купить), аукционные цены (которые можно искусственно поднять или сбить) и прочее, и прочее, можно смело игнорировать, ибо они столь же важны, как прогнозы Гидрометцентра европейской страны для определения курса валют на Африканском континенте. Узнать цену на работы Марины Ефремовой, получить консультацию искусствоведа, дизайнера по интерьерам, специалиста по инвестициям в искусство и др. специалистов, что поможет подобрать произведение с учетом Ваших вкусов, особенности интерьера, пожеланий и возможностей, а также уточнить подробности и сроки выполнения работы на заказ Вы можете по телефону или E-mail . |
без письменного разрешения авторов не допускается. © Марина Ефремова, Николай Ефремов, 1998-2024 |