Новый Вернисаж представляет:

Марина Ефремова. Анималистическая живопись и графика

Марина Ефремова.
Анималистическая живопись и графика

Московский зоопарк

Московский зоопарк — одно из наиболее любимых и посещаемых мест столицы. Однако далеко не все, приходя посмотреть на зверей, задумываются над тем, что в наши дни зоопарк — это не просто развлекательное, а в первую очередь научное учреждение, в котором ведется большая работа по изучению животных, а также по сохранению редких и исчезающих видов.

В Московском зоопарке много лет работает КЮБЗ — Кружок юных биологов зоопарка. Те, кто его посещали, с детства учились любить и понимать животных, ведь они наблюдали за дикими зверями, изучали их, а нередко и ухаживали — убирали клетки, кормили. Впоследствии многие кюбзовцы поступали в естественнонаучные вузы и становились зоологами, экологами, ветеринарными врачами. Многих кюбзовцев привлекла анималистика.

Посещала КЮБЗ в школьные годы и Марина Ефремова. Именно в московском зоопарке началось ее становление как художника-анималиста. Она не только вела наблюдение за животными, но и делала рисунки животных, порой сопровождая ими свои отчеты.

Обитатели Московского зоопарка — герои многих картин и рисунков Марины Ефремовой. И это не случайно: где еще художники анималисты могут наблюдать за дикими животными в разные периоды их жизни?

Конечно, звери, обитающие в зоопарке, сильно отличаются от своих вольных собратьев. Например, зоопарковский орангутан, портрет которого приведен на этой странице, более упитанный и добродушный, чем те, что живут в азиатских лесах. К тому же, он перенимает человеческую жестикуляцию и отчасти мимику — не только мы наблюдаем за животными, но и они за нами.

Некоторые животные, видя повышенное к себе внимание, начинают позировать — демонстрировать себя, — то есть вступают в своего рода контакт с человеком. Другие, наоборот, стараются избежать разглядывания — уходят во внутренние помещения или просто поворачиваются хвостом к художнику. И то, и другое, конечно же, создает определенные сложности для художника, а иногда и влияет на образ зверя, запечатленный на холсте, — да, анимализм непростой жанр.

Тем не менее, такая натура, несомненно, намного расширяет возможности художника по сравнению с перерисовыванием фотографий или зарисовкой чучел. Ведь фотография передает только миг, пусть даже очень удачный, а живопись, в том числе и анималистическая живопись — это образ, результат осмысления того, что наблюдал художник. Поэтому портреты животных, как и человека, не стали менее востребованными с появлением и развитием фотографии, позволившей делать фотопортрет быстрее и с меньшими усилиями.

К тому же, удачная фотография сама по себе является произведением искусства, а неудачная искажает натуру, что на холсте становится особенно заметным. Не случайно великие художники-реалисты прошлого пользовались фотографиями как вспомогательным материалом, но не ограничивали себя их перерисовыванием.

А чучела не только не раскрывают характер зверя, но вообще вносят определенные искажения в его внешность. Например, даже наиболее удачно сделанные чучела не передают особенности мускулатуры и мимики. Картины с животными, сделанные по чучелам, так и хочется назвать не «Портрет зверя», а «Портрет чучела». Причем чем лучше художник рисует, тем больше с его холста, сделанного по чучелу, тянет мертвечиной — ведь от натуры не уйдешь.

Животные в искусстве — притягательный, но очень сложный объект, и если художник-анималист хочет, чтобы животные и птицы на картинах выглядели естественно, чтобы картина с волком, львом, тигром, другим зверем не вызывала у любителей животных неприятие, то именно зоопарк должен являться для него одной из основных площадок для работы.

Художественный проект Марины Ефремовой «Московский зоопарк» — это стремление создать своего рода галерею портретов, образов его обитателей.

Ниже показаны новые работы проекта. Работы до 2017 года можно посмотреть здесь.