Двое в пути – Волк и Ворон

“Белорусская примета: кто на пути в лес услышит крик ворона,
тот непременно наткнется на волка”.
А. Н. Афанасьев. “Поэтические воззрения древних славян”

Волк и Ворон являются героями мифологии, фольклора, искусства и литературы многих народов Земли. Для греков и римлян, скифов и скандинавов, кельтов и германцев, индейцев и жителей Исландии они являлись символами природы, поскольку принадлежали дикому миру, но с другой стороны, были тесно связаны с человеком, как в хороших делах, так и в плохих.

Прирученный человеком Серый волк – это предок домашней собаки. Споры о происхождении собак шли много лет, однако теперь молекулярные генетики поставили в них точку. Пока ещё не удалось точно установить, когда произошло одомашнивание волка: по оценкам одних учёных, 30 тысяч лет до нашей эры, других – 100 тысяч лет, но возможно, со временем и этот спор будет разрешён.

Ворон не был приручен человеком, но селился рядом с людьми, и так же, как волк, сопровождал их на охоте и в походах.

В древних сказаниях Волка и Ворона не только наделяли необычайной силой, ловкостью и умом, но и приписывали им фантастические качества и способности: волк был проводником, помощником, охранником, спасителем, но мог становиться врагом, кровожадным чудовищем, он символизировал ночь, тьму, ужас, в него превращались оборотни.

А ворон давал советы, помогал находить путь, приносил живую и мёртвую воду, связывал реальный и потусторонний миры, предсказывал будущее, но мог быть предвестником смерти, её глашатаем, а иногда и виновником.

В некоторых языках, – английском, шотландском, древне-немецком, древнескандинавском и других, – собирательные существительные, обозначающие группу воронов, включают “недоброжелательность” и “заговор”.

В мифологии Волк и Ворон тесно связаны друг с другом, постоянно общаются и взаимодействуют, то же самое происходит и в реальности. Волк – один из умнейших зверей, ворон – умнейшая птица с развитым интеллектом. Вороны могут сопровождать волчью стаю, оповещать криком о потенциальной добыче. При этом они пользуются плодами волчьей охоты: сами  не могут убить крупную дичь и даже разорвать её плотную шкуру, но когда это сделают волки, они клюют остатки волчьей трапезы, – и свежеубитой добычи, и падали.

Такое взаимодействие называют симбиозом, хотя в данном случае этому больше подойдёт определение “сотрудничество”, потому, что кроме чисто прагматических действий, и те, и другие могут, например, играть друг с другом. Чаще вороны играют с молодыми волчатами, но бывает, что игры с воронами устраивают и взрослые волки.

Порой одинокий ворон составляет своего рода “стаю” с одиноким волком. Когда в волчьей стае подрастают щенки, некоторые из них начинают задираться к старшим, и стая их изгоняет, а кто-то покидает её и по собственной воле. Но выжить волку в одиночку непросто, физически и морально, ведь он существо стайное. Одинокий волк старается найти себе пару и создать новую семью, но пока этого не произойдёт, волк может сотрудничать с вороном-одиночкой.

При этом ворон понимает, с каким животным может справиться его партнер по охоте, и не станет, например, сообщать, где находится крупный взрослый лось, а будет приводить к небольшому животному, – косуле, подсвинку или зайцу.

С древних времён с волками и воронами нередко сотрудничали и люди. есть данные, что при миграции из-за приближающихся ледников людей сопровождали стаи волков.

К сожалению, со временем человек перестал понимать диких животных, вступать с ними в контакты. Бездумно истребляя в лесах копытных, да и сами леса, он лишал волков кормовой базы и привычных мест обитания. После этого участились случаи нападения волков на домашних животных. Люди начали их массово уничтожать, в ответ волки стали сознательно истреблять скот, подчас вырезая целые стада, хотя обычно в природе они так себя не ведут – не убивают больше, чем могут съесть.

Эскалация взаимной вражды привела к тому, что волки всё чаще стали нападать на человека – по свидетельству известного охотоведа, кинолога и писателя Леонида Сабанеева, в конце XIX века от их зубов ежегодно погибали десятки, а в иные годы и сотни людей, они буквально превратились в жупел, внушая страх, ужас, отвращение.

А там, где волков не старались целенаправленно уничтожить, они ещё долгие годы вполне мирно существовали с человеком. Например, североамериканские индейцы всего лишь сто пятьдесят лет назад охотились вместе с волками на бизонов, пока белые люди не истребили полностью и бизонов, и волков.

Волки и вороны были для индейцев тотемами – символами семьи, клана, племени. При этом индейцы относились к волкам не как к “богам”, а как к братьям.

В документальном фильме натуралиста Давида Аттенборо “Волк” из цикла BBC “Жизнь животных”, вождь индейского племени нез-персе рассказывает:

“Когда привезли первых волков, я был рад. И я хотел благословить их. Я подошел к клетке и посмотрел ему прямо в глаза. Он посмотрел мне в глаза. Я стал разговаривать с ним на своем родном языке. Я сказал ему: “Я рад, что ты вернулся, брат мой! Тебя долго здесь не было”. Вот слова, которые я сказал ему. И после я больше его не видел. Но я надеюсь, что когда-нибудь мы снова встретимся”.

 По мнению индейцев сиу, дух волка, пришедший человеку в видении, наделял его силой, смелостью, быстротой, наблюдательностью, давал способность лечить раны и болезни. Индейцы понка и омаха считали, что волки могут разговаривать с людьми и давать им необходимую информацию о будущем. Индейцы кроу ценили волков за то, что они предупреждали о присутствии врагов.

К сожалению, сейчас в обществе укоренились страхи, и представления о том, что волки, якобы, сокращают численность диких копытных. Хотя на самом деле им если и удаётся кого-нибудь поймать, то, в основном, больных, ослабленных животных, которые могли бы вызвать эпизоотию (вспышку заболевания). Так они  поддерживают равновесие в природе, не случайно их называют “санитарами леса”.

Охота на волков приводит к печальным последствиям для природы. Она не терпит пустоты, и свободная экологическая ниша быстро оказывается заполненной. Там, где волков полностью истребляют, их место занимают либо бродячие собаки, либо волкособы.

Они обычно не выдерживают конкуренции с волками, поэтому там, где живут волки, их численность минимальна, а то и нулевая. Но при отсутствии волка они наносят куда больший вред природе, чем волки, зачастую уничтожая всю живность, нападают на скот, домашних животных и людей. Зная человека лучше, чем волки, они успешнее ему противостоят, прячутся от охотников, и легче выживают.

 Природа – сложнейший саморегулирующийся механизм, не нуждающийся в необдуманном вмешательстве человека. Но очень часто люди вовремя это не осознают, не понимают, что можно не бороться с природой, а сотрудничать с ней, и спохватываются слишком поздно, когда нанесённый вред уже невозможно исправить.

Данный художественный проект ставит своей целью привлечь внимание к этой проблеме, к этим интересным существам, их сотрудничеству.

Все работы выполнены с натуры, моделями служат животные Московского, Карельского, Липецкого, других зоопарков, и питомцы частных владельцев.