«Остановись, мгновенье, ты прекрасно» (И. В. Гёте)
Бывают художники, творчество которых вызывает симпатию и добрую улыбку зрителя. Именно к их числу относится Марина Ефремова – мастер, нашедший себя в анималистическом жанре. В работах художника зрителей подкупает многое: оригинальный сюжет, точность в изображении животных и яркий сверкающий колорит. Подобно целому ряду художников-анималистов, М. Ефремова имеет высшее биологическое образование, что придает ее работам достоверность. Вкупе с художественным дарованием и особой искрящейся лёгкостью, характеризующей её внутренний мир, это позволяет определить её как одного из видных представителей отечественной школы анималистики.
Картины Марины Ефремовой несут в себе внутренний свет. Чистая нота камертоном звучит в каждом её произведении. Творчество Ефремовой – это тот случай, когда внутренняя жизнь художника, беспрерывная работа мысли и души, находят продолжение на полотне. Многолетние наблюдения за животным миром, подкреплённые научными изысканиями, бесчисленные походы в Московский зоопарк, где Марина давно уже является почётным гостем, и выезды на пленэры, где она воочию может наблюдать за своими любимцами, будущими персонажами, просмотр видеоматериалов, десятки набросков, ежедневная кропотливая работа кистью, – всё это составляет основу появления новых картин.
Неслучайно сюжеты живописных полотен находят отзвук в поэтических произведениях художника. «Единорог», «Кошка», «Стая птиц кружит над тополями», «Неподвижны седые ели» – вот заглавия лишь некоторых её стихотворений — «лирических зарисовок» из её сборника (М. Ефремова. «Что счастье? Звук струны…» М., 2005 г.). В них как «звук струны» оживают образы «старого, седого и тоскующего зверя» (белого единорога) и «ласточки, что реет в вечной сини, чертя крылом синеющий закат».
Одной из черт творческого лица Ефремовой является широкий диапазон образов. «Огонь раскосых синих глаз во мраке колдовской ночи» кошки, портреты котов Тимыча, Серого и Мураша, бассет-хаунда Васьки и йоркширского терьера Лакки вполне мирно уживаются с экзотическими орангутанами и белыми тиграми, гепардами и волками. Несомненно, что художника влечет природа Африки, экзотических стран. Вслед за выдающимся представителем Серебряного века Николаем Гумилёвым художник создаёт свой мир. Глядя на ряд её картин, вспоминается волшебная вселенная «Озера Чад» Гумилёва, написавшего в 1907 году в Париже:
«На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей».
Ефремова создает свой, не менее яркий мир. Персонажи многих работ художника связаны невидимой нитью. Все они как будто вышли из одной загадочной, прекрасной и манящей страны, чудесного края. Его образ Марина Ефремова создаёт в живописной и стихотворной форме:
«Тёмною холодною порою
Осени печальной и дождливой
Вижу, лишь глаза на миг закрою
Дальний берег, жаркий и ленивый,
Край, куда умчались наши птицы,
Край, где нескончаемое лето,
Где фламинго в озеро садится,
Вспыхивая красками рассвета,
Где в долинах бродят носороги,
А в зелёных чащах – обезьяны,
Где светлы, безжалостны и строги
Солнцем опалённые саванны…».
При всей точности и биологической достоверности анималистических образов, созданных Мариной Ефремовой, они обладают некой сказочностью, несут в себе романтический посыл. Ефремова создаёт портреты гордых, независимых животных, передаёт не только особенности их внешности, но и характер, которым обладает каждый анималистический образ её кисти.
К особенным достоинствам работ художника относится то, что ей удаётся запечатлеть животных не только в статике, но и в момент движения. Так, «Белый тигр» (холст, масло, 2007 г.), изображённый на тропе в ореоле изумрудной зелени, как будто вот-вот прыгнет на зрителя с мягкой неподражаемой грацией или же, наоборот, бесшумно растворится в зелёном море. Лихо несутся вперёд хаски на картине «Упряжка» (холст, масло, 2005 г.), горделиво вышагивает по стволу дерева красный «Ибис» (холст, масло, 2005 г.), кокетливо изогнул шею «Сине-желтый ара» (картон, масло, 2005 г.) и, кажется, вот-вот взлетит с голой горной вершины «Орёл» (холст, масло, 2005 г.), смотрящий в небесную даль.
Образный мир Марины Ефремовой богат и тонок. Мастер обладает редким дарованием, которое заключается в умении видеть, слышать и чувствовать природный мир, воспринимать и доносить его красоту до зрителей. Анималистические образы, хрупкие и животрепещущие, мощные и необузданные, обладают характером, эмоциями и чувствованиями. Живописная экспрессия сочетается с обдуманным, выношенным замыслом. В картинах Марины Ефремовой предстает особый мир, портретная галерея представителей фауны.
Отдельного внимания заслуживает и исполнение флоры. Пейзажное окружение, в которое, как правило, художник помещает свои анималистические образы, исполнено живо и непосредственно, органично вписывается в живописный замысел и обладает самостоятельным звучанием. Художнику удается передать природные мотивы, наполнить их свежестью и дыханием. На её полотнах можно почувствовать «трав душистых, трав медвяных золотистый сладкий хмель, что с цветов, от зноя пьяных, собирает старый шмель» или услышать, как «В холодном покое и в снежном забвенье, где царствует стужа и лед, живая струна прозвучит в отдаленье, печальная скрипка вздохнет»…
В картинах Марины Ефремовой гармонично сочетаются естественнонаучное и художественное начала. Мастеру удалось занять собственную нишу в современном отечественном искусстве и полюбиться зрителю. Несмотря на отсутствие высшего художественного образования, благодаря частным урокам у опытных живописцев, многолетнему изучению теории цвета, композиции и других профильных предметов, а также изучению и осмыслению опыта старых мастеров Марине Ефремовой удалось овладеть профессиональным мастерством. Фактически путь, пройденный художником на ниве изучения живописного искусства, эквивалентен высшему художественному образованию, что позволило ей стать полноправным членом профессионального художественного сообщества.
Тонкий лиризм, не выставленный напоказ, а подспудно звучащий в анималистических образах, неповторимое прочтение окружающей среды, свежая палитра, психологизм и притягательность, — эти качества стали залогом успешной выставочной деятельности художника, а также коммерческой востребованности её картин. Многие из них пополнили частные собрания. Картина «Борзые в осеннем поле» (холст, масло, 2002 г. ) демонстрировалась на многих престижных выставках. За плечами мастера с 1996 года участие в более чем сорока выставках в музейных и галерейных пространствах. Её творчество полюбилось завсегдатаям московских выставочных залов, таких ведущих площадок, как Центральный дом художника на Крымском валу, Дом художника на Кузнецком мосту, павильон Культура на ВВЦ и многие другие. Ефремова неоднократно выставлялась на таком престижном художественном форуме, как проводимый Международной конфедерации Союзов художников Московский международный художественный салон ЦДХ, являющийся камертоном в современном арт-мире.
Востребованными оказались и персональные выставки Ефремовой, состоявшиеся в Московском фонде культуры, Музее классического и современного искусства «Бурганов-центр» и многих других залах. Особенную ноту в выставочной биографии мастера задала выставка «Чемпионы России и не только», состоявшаяся в 2002 году в галерее Петра Войса «С`АРТ», на которой был представлен двадцать один портрет собак разных пород. Известный галерист, коллекционер, эксперт современного арт-рынка, культовая личность Петр Войс, отличающийся пристрастием к актуальному искусству и эпатажным художникам, проявил интерес к творчеству Марины Ефремовой и сделал из выставки шоу, пригласив на её открытие в качестве VIP-персон собак, портреты которых экспонировались в галерее.
Секрет успеха живописи Марины Ефремовой прост, но неповторим. Трудолюбие, авторская методика, живые наблюдения в её работах сочетаются с искренностью и жизнелюбием, восхищением красотой вселенной и едва уловимой нотой подспудно звенящей грусти. Творческий диапазон мастера гораздо шире, чем анималистический жанр. С удовольствием Ефремова обращается к портрету и натюрморту, создает картины со сложной композицией. Вне зависимости от жанра, в котором работает художник, её работы выражают философию добра и любви к окружающему миру. Поэтому они обладают не только художественной и коллекционной ценностью, но и целительным свойством. Картинам Ефремовой дано пробуждать прекрасное в человеческой душе.
Елена Юрьевна Садыкова,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник
ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва»
(Институт Наследия Министерства культуры РФ)