Новый Вернисаж представляет:

Марина Ефремова. Анималистическая живопись и графика

Марина Ефремова.
Анималистическая живопись и графика

Реабилитация анималистики. Марина Ефремова в Дрезденской галерее

Есть люди, привлекающие внимание в искусстве. К таким принадлежит художник Марина Ефремова. Ее призвание — анималистика. Жанр, до сих пор недооцененный в современной практике искусства.

Анималистика обычно воспринимается как некий массовый сувенир. На самом деле она положила начало всей истории искусства. На фресках Тассили и Ласко представлены древние «звероподобные» идолы и боги, которые покровительствовали человеку. Позднее эта традиция перешла в искусство Древнего Египта. И лишь в Древней Греции человек как субъект начинает занимать главенствующую роль в искусстве. Если вначале практиковался Минотавр, то потом кентавр, и человеческое начало стало доминировать. Поэтому кентавр считается первым учителем людей в древнегреческой мифологии.

Неслучайно и современные мастера обращаются к этим лаконичным и энергичным формам изображений животных и птиц. Эта тема — вечная тема сродства человеческого и животного начал — широко проявлена у Пикассо и других мастеров. Вот и на выставке Ефремовой мы видим не просто изображения животных, а их очеловеченные портреты, их повадки, их обычаи и характеры. Это выписано настолько реально, что изумляет зрителя. Живые глаза персонажей мерцают светом.

Любой зритель угадывает и видит весь этот удивительный театр зверей. Театр в чем-то сегодня даже более привлекательный своей естественной гармонией, чем удрученный человеческий род. Под рукой художника возникают веселые лукавые кошки, мужественные волки, полярные собаки, господа саванн и лесов львы, тигры, пантеры и многое другое, что узнается сразу.

Думается, что эта живая анималистическая выставка пробудит новый интерес к экологии живой природы и осмыслению новой спасительной роли человека. К сожалению, таких актов признания первенства природы в нашем искусстве немного.

Убедительному впечатлению реальности способствует прекрасная самостоятельная академическая подготовка и практика художника, умение уверенно работать в разных техниках и жанрах анималистики. Обладание классическим мастерством позволяет Марине Ефремовой свободно выразить судьбу и жизнь животных. Она прекрасно рисует, точно передает характеры. Марина словно владеет языком своих героев. Может быть, наиболее непосредственными среди представленных на выставке работ являются быстрые рисунки животных и птиц.

Творчество Марины Ефремовой прекрасно продолжает гуманистическую линию русской анималистики, связанную с творчеством Василия Ватагина, Вадима Фролова и других мастеров. Но не только это важно в работах Ефремовой. Видимый образ, психологическая сердцевина ее творчества перекликается с прозой Льва Толстого, Антона Чехова, Редьярда Киплинга, Джека Лондона и других классиков мировой анималистики в широком смысле. Уже известная по многим выставкам живопись и графика Марины Ефремовой, надеемся, найдет новых и новых почитателей, не только у нас, но и за рубежом.

Лев Дьяконицын
Академик Французской интернациональной Академии наук и искусств Парижа,
член Правления Московского союза художников (МСХ)

Фото Марка Орловского