Когда появилась анималистика, анималистика как жанр искусства, что можно считать анималистикой, а что не является анималистикой, какие в этой области есть признанные мастера, какую подготовку или образование должен иметь человек, чтобы рисовать животных, как с помощью кисти и холста удается передать характер и настроение животного, как заинтересовать животное, если оно не хочет позировать, какой должна быть работа, чтобы она понравилась, чем является картина в доме, в чем разница между картиной и фотографией.
В творчестве Марины Ефремовой вот уже много лет большой, а то и больший интерес зрителей вызывают именно те картины и рисунки, на которых изображены животные или люди с животными.
И это не случайно: для жителей городов, устающих от «каменных джунглей», дикие и домашние животные являются не просто экзотикой, а своего рода «спасательным кругом», позволяющим душе отдохнуть от урбанизированного мира и от большого количества людей вокруг.
Но, даже работая над чисто «животными» художественными проектами, например, «Московский зоопарк», или «Чемпионы России», в рамках которого были написаны портреты собак — чемпионов породы, художница никогда не позиционировала себя как «собачий портретист» или «кошачий портретист», а свое творчество — как выгодный и доходный бизнес.
Анималистическая живопись Марины Ефремовой — это способ рассказать зрителям о тех живых существах, которые ее как художника заинтересовали, и которые, по ее мнению, достойны быть запечатленными на холсте, на бумаге, чтобы их могли увидеть и современники, и потомки.
А, кроме того, именно изображения животных позволяют художнику иносказательно — так сказать, эзоповым языком, — выразить те мысли, те философские концепции, которые иным способом выражены быть не могут — по крайней мере, чтобы прозвучать без малейшей фальши.
Поэтому, несмотря на другие проекты — «Sapere Aude — Осмелься быть мудрым «, «Библейские сюжеты» и пр., — анималистика продолжает оставаться одним из любимых жанров художницы. И не случайно, что именно этот жанр стал главной темой интервью, которое взяла у Марины Ефремовой журналист, корреспондент журнала «Зооновости» Ольга Волкова. Некоторые фрагменты из этого интервью мы предлагаем вниманию посетителей сайта.
«Живописная энергетика»
Животные всегда вызывали у людей какие-то эмоции: страх, трепет, интерес, привязанность, что-то мистическое. Интерес к животному миру был и остается у художников, они их изображали и изображают в самом разном контексте. Художник Марина Ефремова рассказала нам о таком жанре, как анималистика.
— Как проходят будни художника-анималиcта?
— Так же, как у любого работающего человека. Конечно, в творческой работе есть свои особенности. Например, днем я могу пойти погулять в зоопарк, причем не ради этюдов, а просто походить, понаблюдать за зверьми, подумать. В то же время выходных у меня практически нет, могу и ночью начать работать.
— Кого из художников вы считаете своим учителем?
— Если говорить о том, кто повлиял на мое мироощущение, то — Василия Ватагина. Это был гениальный человек: биолог, художник-анималист, скульптор, иллюстратор. Благодаря ему в России появился интерес к анималистике как к жанру. Он сформулировал принципы изображения животных, подход к изображению животных, этапы работы над созданием анималистического произведения.
Если же говорить о том, кто научил меня технике живописи, то — мой дядя. Он был профессиональным художником-педагогом. Кстати, учился у Ватагина, хотя стал не анималистом, а пейзажистом. Именно он подарил мне книгу Ватагина «Изображение животного» на день рождения, когда мне исполнилось 10 лет.
— Очевидно, что изображения животных люди делали очень давно подручными средствами, когда еще не было кистей, красок и холста. Расскажите об этом.
— Анималистика — самый древний вид изобразительного искусства. Собственно, с нее и началось мировое искусство. Люди еще во времена палеолита рисовали на стенах пещер животных, пользуясь глинами, землями, камнями. Позже в разных странах животные были символами божества, либо олицетворяли богов — например, в Древнем Египте богов изображали в виде кошек, шакалов, крокодилов.
В Древнем Китае звери и птицы изображались и на предметах декоративного искусства, и в серьезных работах, зачастую носящих философский смысл. Изображения зверей, птиц и рыб на рисовой бумаге, на шелке и на камне пережили тысячелетия. В том числе, даже, изображения некоторых пород собак, например, чау-чау. Судя по сохранившимся в некоторых монастырях каменным барельефам, несколько тысяч лет назад эти собаки выглядели точно так же, как и сейчас.
Изображение животных встречаются у скифов, ацтеков, майя. Ими украшали кубки, чаши, рукоятки мечей, пряжки и др., нередко использовали в декоративном орнаменте. Животные изображались при входе в храм, для защиты от злых духов. В Европе в средние века художники нередко рисовали мистических зверей типа волков-оборотней, ведьм в образе черных кошек и т. д.
— Когда появилась анималистика как отдельный жанр искусства?
— В XVIII-XIX веках в Англии у джентльменов было принято иметь не только собственный портрет, но и портреты членов семьи, любимого кота, собаки, лошади. Появилась плеяда художников, которые стали рисовать портреты животных. Английский художник Эдвин Ландсир неплохо жил в свое время, так как попал в струю повышенного интереса к анималистике, был модным, много писал на заказ для богатых людей. Одна из его картин, на которой изображен черно-белый ньюфаундленд, была настолько популярна, что когда собак этого окраса выделили в отдельную породу, ее назвали в его честь ландсир. У этого художника многоплановое творчество: есть спокойно-повествовательные картины, есть эмоциональные, очень сильные с художественной точки зрения, например, картина с ньюфаундлендом, смотрящим в бурное море.
— Что можно считать анималистикой?
— Василий Ватагин сформулировал, что анималистика — это жанр, в котором главным героем произведения является животное.
Мне думается, что в рамках этого жанра можно выделить два отдельных направления: анималистику научную и художественную. Цель научной анималистики — показать, как выглядит животное, само по себе либо в его среде обитания. Раньше это было единственным средством донести визуальную информацию до людей, да и сейчас, несмотря на современную фото- и видеотехнику, мощные объективы, компьютерную анимацию и прочее некоторые задачи может решить только художник.
Что касается художественной анималистики — ее, я думаю, можно условно разделить на три вида: во-первых, это портреты животных, когда художник хочет показать красоту конкретного живого существа; во-вторых, это иллюстрации к художественным произведениям: например, Ватагин делал иллюстрации к «Маугли», Чарушин рисовал иллюстрации к книгам Виталия Бианки, Сетона-Томпсон — к собственным книгам; в-третьих, это концептуальные работы, в которых художник, используя образы животных, передает свои мысли, идеи.
— Какие в этой области есть признанные мастера?
— Эдвин Ландсир, Джордж Стаббс, Эрнест Сетон-Томпсон, Ральф Томпсон, Раймонд Шеппард… В России — Василий Ватагин, Алексей Степанов, Иван Ефимов, Алексей Лаптев, Евгений Чарушин, Владимир Смирин…
— Что не является анималистикой?
— Если на картине изображены человек и животное, то это не всегда анималистика. Если они равновесны в картине, то это близко к анималистике, но все же не она. Собаки на картинах Серова и других художников — не анималистика. Портрет человека с собакой — тоже не анималистика. Например, на картине Боровиковского Екатерина Великая изображена с левреткой, но там главная — императрица, а не левретка. А вот картина Ландсира, где изображен ньюфаундленд вместе со спасенной им из воды девочкой — анималистика, потому, что именно собака, а не человек, является главным героем.
— Многие известные художники рисовали животных, портреты людей с животными, хотя их нельзя считать художниками-анималистами.
— Художника-анималиста отличает интерес именно к животному. Многие могли бы изобразить его хорошо, но изображали равнодушно, порой просто как цветовое пятно. А многие художники писали животное хорошо, но при этом оно по значимости не было равным человеку, это был второстепенный, а то и третьестепенный персонаж. Портреты людей с животными, например, с собакой, писали Ван Дейк, Веласкес, Гойя, Боровиковский, Репин и многие другие. Портреты людей с лошадьми — Брюлов, Веласкес. Все они хорошо передавали натуру, но это не анималистическая живопись.
У Серова есть картины, где он прекрасно написал животных. Например, портрет великого князя Павла Александровича на плацу — там он изображен с конем, но конь — не главный персонаж, хотя написан великолепно. Или княгиня Юсупова на диване со шпицем — собака прекрасная, Серов мастерски передал не только ее внешность, но и характер, однако она не является главным героем. Серов не был анималистом. На картинах Маковского также встречаются собаки и другие животные — но и он не был анималистом. А вот передвижник Алексей Степанов был анималистом — звери являются главными героями его работ. Одна из его картин, лоси в сумерках, висит в Третьяковке.
Кстати, бывает, что и анималисты порой пишут не анималистические картины. Например, у Ватагина есть очень хорошие портреты и скульптуры людей — без животных. У Ефимова много интересных работ, на которых нет животных. Лично я люблю писать и рисовать портреты людей, как с животными, так и без них. Человек — очень интересный объект для художника, и я не считаю, что должна ограничивать себя в выборе героя.
— Работы каких мастеров вам нравятся?
— Многих: очень люблю живопись Серова, очень нравятся пастели Зинаиды Серебряковой, жанровые картины Франсиско Гойи, люблю импрессионистов, в частности, Огюста Ренуара и Берту Моризо, нравится сюрреалист Рене Магрит… Всех перечислить трудно, история знает множество великолепных художников.
— Какую подготовку или образование должен иметь человек, чтобы рисовать животных?
— Художнику, рисующему в жанре анималистики, полезно знать пластическую анатомию животных, их повадки и даже психологию. Не случайно большинство художников-анималистов либо были биологами по образованию, либо очень глубоко изучали мир животных и стали достаточно компетентными в данной области. Конечно, художнику не обязательно знать всю биологию, анатомические и физиологические особенности абсолютно всех представителей животного мира, но если он рисует, например, собак, то должен понимать, чем отличаются друг от друга разные породы, у кого шерсть мягкая, у кого жесткая, у кого уши висят, а у кого стоят.
— Что людей побуждает рисовать животных: потребности души, специфика работы?
— Думаю, что все же — потребность души, любовь и интерес к животным. А специфика работы — это ведь, фактически, необходимость. Если художник не любит животных, не понимает их, они ему не интересны, но при этом он по какой-то причине вынужден их писать, то его отношение скажется на качестве. Этот принцип применим не только к анималистике: кто-то любит писать пейзажи, кто-то натюрморты, и т. д.
— Как вы относитесь к понятию «модный художник»? Что это такое?
— Спокойно отношусь. Это вопрос не искусства, а арт-бизнеса, пиара, раскрутки. Среди великих художников были модные, например, Рафаэль, Веласкес, Гойя, из российских — Репин, Серов. Но были и не модные — например, Ван Гог, Гоген, Врубель. Ко многим художникам признание приходило после смерти.
Знаменитый французский галерист Амбруаз Воллар рассказывал о характерном для арт-рынка случае. Как-то, когда цена на картины Ван Гога еще не превышала пятисот франков, он организовал первую большую выставку его работ. Один из посетителей хотел купить картину «Маковое поле» в приданное родившейся дочери, но родственник, преподаватель рисования, его отговорил. Позже этот человек приобрел по совету того же родственника за пятнадцать тысяч франков акварель модного художника Детайля.
Лет через двадцать пять этот человек вновь зашел к Воллару и рассказал, что пришло время расстаться с купленной акварелью — дочь выходит замуж. Воллар спросил: помнит ли он выставку Ван Гога и пейзаж с маками, который ему нравился? Эта картина на днях ушла с аукциона более чем за триста тысяч франков. А вот Детайль, увы, вышел из моды, его акварель невозможно продать и за несколько десятков франков.
— В чем, на ваш взгляд, разница между картиной и фотографией?
— Живопись и фотография — два разных вида искусства, самостоятельных, имеющих свои особенности, свои плюсы и минусы. Фотография показывает животное таким, какое оно было в момент съемки. Это может быть очень удачный, очень интересный миг, делающий фотографию шедевром. Здесь есть и свои секреты мастерства: правильно выбрать ракурс, параметры съемки и т. д. Фотография имеет документальную ценность, она может показать то, чему, нарисуй это художник, люди бы и не поверили, сочли бы фантазией.
В живописи же ценится обобщение, образ. Художник может долго наблюдать за животным, делать зарисовки, а потом написать его не в случайный миг, а в тот, какой он считает нужным, какой более характерен для данного животного, либо отвечает замыслу картины. Он может изобразить определенную позу, выражение морды, глаз. Также художник волен выбирать, что именно изобразить вместе с животным, а что нет, чтобы второстепенные детали не отвлекали зрителя от главного.
У меня есть картина, где мой любимец старый волк из Московского зоопарка изображен на светлом серо-голубовато-желтоватом фоне — мне кажется, что это цвет старости. Какие-либо детали фона, по моему мнению, только отвлекали бы зрителя от того, что я хотела передать. Есть у меня и такие картины, где животное изображено на белом фоне, потому, что в данном случае не только детали, но и дополнительные эмоциональные моменты были бы лишними. А есть картины, где животное изображено в пейзаже — либо том, в котором оно действительно находилось, либо даже в том, какой я сочла нужным, чтобы полнее передать свой замысел, свои мысли и чувства.
— Фотографии помогают вам в работе?
— Да, я использую их как справочный материал. Например, невозможно запомнить все полоски у тигра, а они у него как своеобразный паспорт, и когда рисуешь конкретного тигра, то их надо более-менее точно передать — ведь они определяют особенности морды. Можно, конечно, потратить время и зарисовать их с натуры, но все же удобнее сделать несколько фотографий, а потом использовать их в работе.
Так что фото для меня — привычный рабочий материал. Я считаю, что ими можно пользоваться, только не надо их перерисовывать. Если фотография хорошая, это — заслуга фотографа. Такое фото можно увеличить и повесить на стену как самостоятельное произведение искусства. А художнику не гоже выступать в роли копииста, не вкладывая ни мыслей, ни чувств, не работая над композицией, образом, колоритом.
Лично я рисую в основном с натуры либо, когда нет возможности найти нужную натуру, по видеофильмам. На них можно посмотреть движение в развитии, рассмотреть детали, понять, чем вызваны те или иные эмоции зверя — испуг, агрессия и т. д. По фото ведь нельзя понять, почему у зверя то или иное выражение морды, характерно ли оно для него или это нетипичная реакция на что-то происходящее.
Кстати, у зверей в дикой природе и в зоопарке разные повадки, поведение, позы, выражение морды. Если я хочу написать охотящегося тигра, я не могу ограничиться эскизами в зоопарке. Только на видео можно увидеть, например, как тигр крадется к стаду оленей, как он прыгает, хватает добычу. Другое дело, что некоторые детали экстерьера на видео не рассмотришь, также важны и впечатления от живой натуры, поэтому я считаю полезным не ограничиваться только видео, а понаблюдать за тигром в зоопарке, сделать какие-то эскизы — это сказывается на конечном результате.
— Как с помощью кисти и холста удается передать характер и настроение животного?
— Надо не только уметь наблюдать, но и иметь хорошую зрительную память. Ведь животные, как правило, не позируют, более того, иногда они ведут себя очень динамично. Важно рассмотреть и запомнить зверя, чтобы нарисовать его таким, какой он есть. Например, я как-то рисовала на заказ кроличью таксу. Когда песика привезли ко мне в мастерскую, он ни мгновения не сидел на месте. Нужную позу удавалось наблюдать считанные секунды, фактически приходилось зарисовывать ее по памяти. А потом, когда он выдохся, его можно было бы спокойно рисовать — но это был уже не он.
— Есть ли разница, когда вы рисуете картину на заказ или по собственному желанию?
— Для меня никакой разницы нет, животное не становится мне менее интересным от того, что оно живет в доме человека, а не в лесу или зоопарке. Более того, у животных разные характеры, и зачастую они определяются не только их личностными особенностями, но и особенностями дома, в котором они живут, характерами и даже привычками хозяев. Мне все это очень интересно, поэтому я люблю писать на заказ, и не считаю, что такие работы у меня более слабые, чем те, что написаны для себя.
Другое дело, что художнику, когда он работает на заказ, необходима определенная свобода, чтобы он максимально реализовал свои возможности. Бывают заказчики, которые уверены, что они лучше художника придумают композицию, найдут цветовые решения и т. п. — и вообще, они бы сами написали картину лучше, чем художник, если бы только умели рисовать. С такими работать не интересно.
— Животные охотно позируют? Как заинтересовать животное, если оно не хочет позировать?
— Животные, как правило, ведут себя естественно. Для одних естественно позировать, для других нет. Бывают животные — прирожденные шоумены, они любят быть в центре внимания, и когда видят, что их фотографируют или рисуют, сразу же начинают позировать. Есть и такие, которые, наоборот, этого не любят. А бывает, что животное больше любит, когда его снимают, чем когда рисуют.
Однажды я делала портрет пса — очень симпатичной здоровенной черной дворняги по кличке Муфик, в предках которой явно угадывался ризеншнауцер. Он был готов общаться, но принципиально не хотел позировать — как только я бралась за карандаш, поворачивался ко мне хвостом и прятал морду в угол дивана. И как раз в это время ко мне приехала съемочная группа с телевидения делать сюжет о том, как я пишу зверей. Увидев телекамеру, Муфик вытянулся, сел мордой к ней, расцвел как майская роза и позировал, словно кинозвезда. Беседуя с телевизионщиками, я спокойно зарисовала пса.
Конечно, каждый раз камеру не поставишь, да и не все животные ее любят. Художнику-анималисту надо суметь найти подход к животному, заинтересовать его, а по возможности и наладить с ним контакт. Для этого нужно хорошо знать повадки и привычки своих героев, понимать их характер, настроение.
В Московском зоопарке некоторые звери не любят внимания человека, пристальный взгляд для них — признак угрозы. А некоторые привыкли к людям. Белый тигр любит позировать. Гепарды иногда не обращают внимания, а иногда уходят. Хотя как-то раз один из них подошел ко мне посмотреть, что я делаю. Орлы и другие птицы занимаются своими делами. Рысь, когда я начинаю рисовать, поворачивается спиной. Орангутан любит позировать, а еще больше любит клянчить угощение, посетители часто его кормят. Как-то на моих глазах ему бросили фантик, свернутый в виде конфеты. Орангутан поднял, развернул, увидел, что конфеты нет — и грустно постучал себе по лбу. Публика легла от смеха, а человек, кинувший фантик, покраснел и сразу ушел.
Мандрил, когда я его рисовала, из принципа поворачивался задом. Пока я доставала блокнот и карандаши, он смотрел с интересом, но как только начинала работать, разворачивался на сто восемьдесят градусов. Пришлось повернуться к нему боком и сделать вид, что я смотрю на других обезьян. Он сразу же развернулся ко мне и даже стал проявлять досаду, что я уже им не интересуюсь.
— Кого из животных вам нравится рисовать больше всего?
— Тех, кто мне больше всего симпатичен — в первую очередь собак, кошек, диких хищных зверей, приматов, лошадей. Кстати, лошадьми увлеклась, когда сама начала ездить верхом и стала больше общаться с ними.
— Что является вашей музой, где черпаете вдохновение?
— Вдохновение у меня вызывает красота живого существа. Все звери очень красивы, даже те, которые людям, далеким от природы, кажутся уродливыми — но в их уродстве, если всмотреться, есть своя эстетика.
— Как рождаются идеи и темы картин, как приходят образы картин? Наверно, нельзя просто сесть и написать картину.
— Идеи приходят неожиданно. Чаще — когда я наблюдаю за какими-то живыми существами, например, за соседскими собаками или дворовыми кошками, за птицами в лесу. Как-то я гуляла с собакой в полях, там живет стая бездомных собак, среди них два очень колоритных пса — один большой, мрачноватый и угрюмый, другой маленький, веселый, доброжелательный, нахальный, они напомнили мне персонажей пьесы Островского «Лес» Счастливцева и Несчастливцева. Мне они так понравились, что я их зарисовала и по этим этюдам написала картину «Дворняги».
Я часто хожу в Московский зоопарк, чтобы понаблюдать за зверьми, подумать, — нередко идеи картин рождаются именно там. Как-то я шла мимо клетки с белым тигром, низкое солнце осветило его, и я увидела, что у него потрясающие зеленовато-голубоватые глаза, напоминающие опалы, так же меняющие цвет — так мне пришла идея картины «Белый тигр». А бывает, что идея картины приходит во время разговора или даже во сне.
— Какой должна быть работа, чтобы она понравилась?
— Вообще-то художник, когда пишет картину, должен задумываться не о том, понравится ли она зрителю, а о том, как воплотить свой замысел. А когда работа будет закончена, пусть зритель судит, нравится ли она ему, или нет. И никогда не бывает, чтобы работа художника — даже классика — нравилась абсолютно всем. Кому-то по душе реализм, кому-то импрессионизм, кому-то сюрреализм, кому-то абстракционизм…
А у анималистических произведений есть еще и такая особенность, что отношение зрителя к картине, как правило, зависит от отношения к изображенному персонажу. Если на картине изображен ротвейлер, то те, кто любит эту породу, будут судить о картине по ее художественным достоинствам. Более того, людям, не разбирающимся в живописи, картина может понравиться, даже если она написана так себе — композиция безграмотная, рисунок кривой, краски плохие. А те, кто эту породу не любит, например, у кого соседский ротвейлер покусал любимую собаку, к картине с ротвейлером могут относиться отрицательно вне зависимости от того, плохо ли она написана или хорошо.
Впрочем, бывает, что именно картина становится причиной того, что человек меняет свое отношение к животному. Как-то на выставке в Центральном доме художника моя картина «Бродяга», где изображен бездомный пес, вызвала интерес у одного человека. Он несколько раз возвращался к ней и подолгу рассматривал, а потом подошел ко мне и сказал, что никогда не любил собак, и только глядя на эту картину понял, что к ним можно испытывать симпатию. Я считаю, что это для меня — высшая похвала.
— Что для художника выставки?
— Это и своего рода отчет — ведь именно на выставках художник показывает зрителю плоды своего труда, и возможность получить обратную связь, поскольку на выставке художник встречается со зрителем, слышит мнения людей — объективные и субъективные, доброжелательные и недоброжелательные, хвалебные и критические. Лично я люблю выставлять свои работы на суд зрителя, поскольку получаю и определенный заряд эмоций, и, нередко, информацию, позволяющую мне как художнику идти вперед, совершенствовать свое творчество. Ведь какие-то моменты лучше видны со стороны. На выставки приходят и искусствоведы, и коллеги-художники, и знатоки животных — бывает, что, выслушав их мнения, я что-то подправляю в какой-либо работе. А иногда, наоборот, послушав мнения, даже критические, я понимаю — вот тут я сделала правильно, и если именно эти люди критикуют — значит, работа удалась. За последние пятнадцать лет у меня было более 40 коллективных выставок и около 20 персональных.
— Как вы думаете, то, что люди обычно видят на ваших картинах, различно с тем, что вы хотели донести?
— Если художник хотел что-то сказать зрителю, а никто этого не понимает, значит, работа не получилась. Картина может считаться удачной только тогда, когда художнику удалось передать свои мысли, чувства. Пусть не абсолютно всем, а хотя бы, скажем так, своим единомышленникам. Если речь идет об анималистике, то — любителям животных. А вот в том, что зритель видит на картине не только то, что задумывал художник, но и что-то большее, нет ничего плохого. Иногда какая-то сцена вызывает у разных людей разную реакцию, порой даже такую, какую художник даже не предполагал. Например, сцена охоты вызывает у кого-то азарт, а у кого-то жалость к жертве. Что ж, все люди разные.
— Чем на ваш взгляд является картина в доме?
— Картины — намного больше, чем украшение стен, это буквально окна в другой мир, они расширяют пространство дома, квартиры, снимают стресс и напряжение, у них есть энергетика, охраняющая нас от темных сил. Зачастую они стимулируют мышление и воображение. А картина с любимым животным может стать еще и другом. В доме обязательно должны быть картины — но, конечно же, те, что нравятся живущим в нем людям. Не стоит вешать в доме то, что не нравится или даже раздражает.
— Сколько времени у вас уходит на написание картины?
— Это зависит от материала и техники. Рисунок углем делается за несколько часов. Пастель — за день. Небольшую картину маслом при однослойной технике тоже можно написать за день. Правда, масло еще несколько дней сохнет. А картина маслом при многослойной технике — это минимум 2 недели. Но все эти сроки не учитывают время на обдумывание, на эскизы и этюды. Порой написание картины может занять и месяцы.
— Бывает, что вы не смогли нарисовать картину, которую уже начали?
— Да, бывает, что задуманная картина поначалу не задается, приходится начинать заново. Как-то я писала бассета, почти уже закончила, вижу — ну совсем не то. Взяла и смыла краски с холста, и написала заново. Через месяц выставила эту картину на выставке — и она так понравилась, что ее сразу же купили. А бывает, что закончишь картину — и не испытываешь от нее радости. И возвращаться к этой теме уже не хочется. Я такие картины не то, что не выставляю, а даже и в мастерской никому не показываю.
— Художник-анималист должен не только знать, понимать, любить своего героя, но и уметь его изобразить. Порой приходится делать много эскизов и этюдов, прежде чем удается передать нужную позу. Если говорить о технике, невозможно дать единый рецепт, как «надо» писать — у каждого есть свои приемы и привычки, порой даже художнику трудно сформулировать, почему он что-то делает так, а не иначе, ответить на вопрос, почему в данном случае взял ту или иную краску. Работаешь — а теоретическую базу пусть потом подводят искусствоведы.
— Чем являются для вас ваши картины, наверняка, существует какая-нибудь связь художника и картины?
— Я вкладываю в свои картины душу, и, безусловно, чувствую связь с ними. Мне приятно, когда ими любуются, когда они доставляют людям радость.
Полностью интервью Ольги Волковой с Мариной Ефремовой
можно прочитать в журнале «Зооновости» №1 (январь) за 2010 г.