Анима-театр Марины Ефремовой

Творчество Марины Ефремовой – одна из тех немногих удач в нашем искусстве, которая заставляет вспомнить Ватагина и других известных мастеров, посвятивших себя анималистике.

При этом оно продолжает и развивает гуманистическую линию русской анималистики – у художника как у человека XXI века своё отношение к этой теме. Если её предшественники в большей степени фиксировали внешний облик животного, то искусство Марины Ефремовой – это психологизированный мир живых существ.

У неё открытый взгляд, открытое отношение к миру. Улавливая и передавая на холсте или бумаге красоту движения животного, его состояние, мимику – настороженность, отдых, готовность, выражаясь человеческим языком, улыбнуться, она воспитывает у зрителя тонкость чувств и зоркость.

При этом её волки, тигры, леопарды, птицы, собаки, кошки, другие дикие и домашние животные – а диапазон героев её произведений очень обширен – живут своей жизнью, присущей как данному виду, так и данному существу с его характером, повадками, привычками.

Обладание классическим мастерством позволяет Марине Ефремовой свободно рассказывать не только о каких-то эпизодах, минутах жизни животных, но и в целом об их судьбах. Убедительному впечатлению реальности её героев способствует прекрасная самостоятельная академическая подготовка и практика, умение уверенно работать в разных техниках и жанрах анималистики. Точность изображения, темпераментность исполнения и контакт героя произведения со зрителем – вот, пожалуй, главные особенности её творчества.

Как тщательно, как интересно, стараясь не потерять портретные стороны изображаемого героя, Марина Ефремова схватывает общий контур, общее лёгкое движение. При этом её работам присуща своя экономность форм.

Вспоминая шекспировскую фразу «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры», применительно к творчеству Марины Ефремовой, понимаешь, что её мир более полон и гармоничен – это мир равноправных с нами живых существ, братьев наших меньших. К сожалению, в идиоме «братья меньшие» акцент часто делается на – меньшие, а надо бы делать на – братья.

Герои её произведений – актёры на той общей сцене, которая называется Планета Земля. Подобно опытному режиссёру, в своём анима-театре она даёт возможность каждому персонажу сыграть свою роль так, что даже взыскательному критику не придёт в голову сказать «Не верю». Марине Ефремовой, её героям – веришь, и понимаешь, что с этой темой и с её личными творческими возможностями она имеет своё место в истории анималистики.

Без сомнения, Марина Ефремова – незаурядная фигура в современном искусстве. Не сомневаюсь, что уже известная по многим выставкам и публикациям живопись и графика художника будет находить всё новых и новых почитателей, не только в нашей стране, но и за рубежом.

Лев Дьяконицын
художник, искусствовед, историк искусства,
член Правления Московского союза художников (МСХ)

Опубликовано в журнале “Русская галерея – XXI век” №3-2013