Новый Вернисаж - N 9 (155) - 17.03.2003 г.
НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Арт-еженедельник
Архив номеров http://www.nv.ru/nver.htm ; Подписка (Subscribe), отписка (Unsubscribe), смена кодировки (Win / Koi8-r / Attach-htm) - nv@cnt.ru
N 9 (155)
17 марта 2003 г.
Редактор - Николай Ефремов; E-mail - nv@cnt.ru ; Тел. (095) 712-94-97; Городская почта - 117623, Москва, а/я 12

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Самое главное событие в культурной жизни страны - проходящий с 14 по 23 марта Московский международный художественный салон "ЦДХ-2003". Он организован Международной конфедерацией союзов художников (МКСХ), которая объединяет творческие организации бывших союзных республик.

  События  

"Новое поколение"

     Салон "ЦДХ-2003" проводится в этом году именно под таким девизом. Значительная часть выставочной площади отдана под экспозиции работ молодых художников (молодым у нас считается человек до 35 лет). Но, к счастью, эта идея не была возведена в догму, и работы молодых художников соседствуют на Салоне с работами мастеров иных возрастов, в том числе и классикой.
     Например, галерея "Новый Ковчег" выставила великолепную графику Александра Житомирского (1907-1993 г.г.) - работы, что называется, "задающие планку". А галерея "Лез Ореад" познакомила зрителей с малоизвестной неоконченной авторской копией картины Александра Лактионова "Письмо с фронта", раскрывающей некоторые творческие секреты мастера. Подобное соседство интересно и участникам, и зрителям, получающим возможность сравнивать и делать свои выводы.
     Как и в прошлые годы, большая часть площади Салона отдана под некоммерческие экспозиции, однако с ними успешно соседствуют экспозиции галерей и художников, самостоятельно оплативших свое участие. При этом "главная цель конфедерационных проектов, - цитирую вступительную статью каталога Салона, написанную Михаилом Лазаревым, - показать произведения, которые, по мнению организаторов выставки, в какой-то мере служили бы камертоном искусства сегодняшнего дня".
     В этом плане Салон ЦДХ по-прежнему сохраняет свою уникальность и значимость. Некоторые художники принимали, принимают, и будут принимать участие в нем не потому, что ставят цель что-либо продать здесь - это можно сделать и на персональной выставке, - а именно потому, что заинтересованы в подобном "камертоне", хотят показать свои новые работы рядом с работами коллег, в том числе и маститых.
     Разумеется, не все галереи и художники выдерживают сравнение с другими. Поэтому стабильное, из года в год, участие в Салоне ЦДХ лично для меня является неким показателем уровня. Ведь тот, кто имел на фоне других слишком уж "бледный вид", вновь в Салоне участвовать не станет. Одно дело морочить голову доверчивому клиенту на маленькой камерной выставке, в кругу заведомо доброжелательно настроенных людей, и другое - пригласить его на свободно и широко посещаемую выставку, где свои работы соседствуют с чужими, где их рассматривают, сравнивают и обсуждают "не ангажированные" зрители, причем не только любители, но и профессионалы, - галеристы, художники, искусствоведы, арт-критики, журналисты.
     Кстати, журналисты в этом году все могут посещать Салон беспрепятственно, по предъявлению редакционного удостоверения - что есть, безусловно, весьма правильное решение организаторов. Если устроители выставки свободно пропускают лишь тех журналистов, в чьей "лояльности" уверены, это является показателем их собственной оценки уровня мероприятия. Тем более, что тот, кто имеет задачу раскритиковать, все равно придет, купив входной билет. А вот тот, кто колеблется, делать материал, или нет, может махнуть рукой - не из-за нескольких десятков рублей, конечно, а из-за внутреннего протеста против ситуации, когда с тебя требуют плату за то, что ты имеешь намерение написать о данном мероприятии.
     Поэтому уважительное отношение к журналистам, проявленное руководством Салона и самого ЦДХ - правильный шаг в PR-компании. Хотя, скорее всего, критических высказываний в прессе и в этом году будет больше, чем положительных, чисто из-за специфики коллективной выставки: ведь в едином пространстве собраны работы сотен художников, и глаз невольно "цепляется" за то, что выделяется из общего ряда. Как в плюс, так и в минус. И велик соблазн "раздраконить" то, что именно тебе не понравилось.
     А то, что рядом с непонравившимися работами висят понравившиеся, при этом как-то забывается. И после некоторых репортажей может сложиться впечатление, что весь Салон - это "отстой", и посещать его неинтересно. Хотя порой сам же автор хлесткой статьи так не считает, наоборот, ему что-то очень даже понравилось, просто рассказал он только о том, что, по его мнению, заслуживает критики...
     Чтобы этого не произошло с "НВ", не буду акцентировать внимание на том, что понравилось - не понравилось. Ибо вне зависимости от того, совпадают ли наши вкусы, или нет, рекомендую обязательно посетить Салон, благо он будет идти еще почти неделю - по 23 марта. Салон масштабен, многолик, здесь каждый сможет найти то, что именно ему интересно, именно ему близко по духу. Это важнейшее событие года в искусстве, и не побывать на Салоне, не увидеть своими глазами - значит лишить себя удовольствия быть в курсе, держать руку на пульсе событий художественной жизни страны.

  Информация  

"Кармен"

     31 марта в Москве, в Конференц-зале Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи в рамках долгосрочного проекта "Третьяковские встречи" состоится премьерный VIP-показ фильма Александра Хвана "Кармен". Это крупномасштабная и зрелищная кинодрама - плод двухлетней работы кинокомпании "Пигмалион". Один из самых интересных и противоречивых режиссеров сегодняшнего российского кино Александр Хван ("Доминус", "Дюба-дюба" и др.) обратился к сценарию Юрия Короткова ("Страна глухих"), в котором классический сюжет о роковой женщине, круто изменившей жизнь полюбившему ее мужчине, приобрел новое современное звучание.
     Хотя сюжет фильма следует новелле П. Мериме, все происходит "здесь и сейчас", по словам режиссера - "как в первый раз". "Кармен" в современной трактовке - это история не любви, а страсти, чувства дикого, первобытного, разрушающего и страшного, не знающего ни сословий, ни законов.
     Александр Хван объединил вокруг своего замысла группу талантливых единомышленников - оператора Игоря Кожевникова, трагически ушедшего из жизни художника Владимира Карташова, композитора Геннадия Гладкова. Главные роли в фильме сыграли молодые талантливые актеры Ольга Филиппова и Игорь Петренко. Саундтрек к ленте написала Диана Арбенина ("Ночные снайперы"). Продюсер - Сергей Члиянц.
     Автор проекта "Третьяковские встречи" - Татьяна Пынина. Идея показа фильма "Кармен" - Светлана Грудович. Генеральный информационный спонсор проекта "Третьяковские встречи" - Радиокомпания "Маяк". Справки по поводу VIP-показа в ГТГ: тел. 230-78-11, e-mail - pinina@tretyakov.ru (Татьяна Пынина), тел. 953-87-61, e-mail - lenakino@mail.ru (Елена Хван).
     В широкий прокат фильм выйдет 17 апреля.

Научные чтения,

посвященные 100-летию со дня рождения Михаила Андреевича Ильина (1903-1981), состоятся 20 марта в Государственном институте искусствознания - Козицкий п., д. 5, Начало утреннего заседания в 10-30.

"Одаренные дети"

     22 марта в Москве, во Дворце Культуры МИИТ - Новосущевский п., д. 6. - пройдет Московский международный форум "Одаренные дети". Он проводится 6 лет в поддержку Президентской программы "Дети России", по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Учредители Форума - ректор Института Гуманитарного Образования профессор Н. Ф. Апатенко и президент РАО "Роснефтегазстрой", д.т.н., профессор И. И. Мазур. Президент Форума - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Г. С. Полтавченко. (А. Н. Сафонов)

  Выставки  

"Пространство переживаний"

     С 13 по 28 марта Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого и галерея "Сэм Брук" - Москва, Нижний Таганский тупик, д. 3 - в рамках Фестиваля искусств "Московская абстракция. Вторая половина ХХ века", организованного ГТГ, проводят выставку работ Владимира Янкилевского "Пространство переживаний". Это ретроспектива беспредметных работ из собрания автора и московских частных собраний.

"Волна возвратного прилива"

     С 13 марта до 13 апреля в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края - пр. Ленина, д. 88 - проходит выставка работ Валерия Октября "Волна возвратного прилива". В экспозиции - более 30 живописных произведений, написанных под впечатлением поездки по городам Италии.

"Штучки"

     14 марта в Санкт-Петербурге, в выставочном зале Института ПРО АРТЕ - Петропавловская крепость, Невская куртина, левая сторона - открылась выставка "Паспорт". Это первая из серии выставок "Штучки", которая организуется совместно с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Проект "Штучки" обязан своим появлением выдумке петербургского историка Льва Лурье. Он призван познакомить жителей города с чудесным миром предметов, необыкновенных и самых обыденных, хранящихся в фондах музея. Рядом с предметами будут представлены произведения современных художников, тематически связанные с экспонатами выставки.

"Черное и белое"

     14 марта в Новосибирской картинной галерее - Красный проспект, д. 5 - открылась выставка "Черное и белое". В классических культурах Запада и Востока черное и белое считалось самым благородным, лаконичным, глубоким базовым, смысловым сочетанием: инь и янь, день и ночь, свет и тьма, жизнь и смерть. Бесконечность белого и бесконечность черного. Бытие и небытие. Их сочетание образует жизнь, конфигурация их сочетаний образует искусство. В экспозицию выставки вошли работы как известных, так и менее известных художников из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы, Харькова.

  Анонсы  

20-я выставка московских художников книги

будет проходить с 19 марта по 2 апреля в Московском доме художника - Кузнецкий Мост, д. 11. На ней будут представлены работы как прошлых лет, так и созданные за последние годы: иллюстрации к художественной литературе, детским книгам, графические листы на темы известных произведений прозы и поэзии, Библии и Евангелия, макеты, оформление и дизайнерские проекты, выполненные художниками для известных издательств и нашедших воплощение в великолепных изданиях.
     Экспозиция открывается работами недавно ушедших от нас выдающихся художников книги: Б. Мареквича, В. Дувидова, А. Костина и др. В центре экспозиции представлены работы известных мастеров: М. Матурича, Л. Токмакова, В. Лосина, Н. Устинова, В. Перцова, Ю. Копейко, В. Чижикова, Б. Алимова, Б. Диодорова, В. Васильева, А. Кошкина, Н. Калинина, А. Бильжо и др.
     На выставке представлены и такие известные мастера живописи, как З. Церетели, Т. Назаренко, А. Дюков; художники театра и кино: С. Алимов, Б. Мессерер, С. Бархин, Т. Ромадин; скульптор Н. Ватагин; поэт А. Вознесенский; композитор В. Мартынов... Принимают участие в выставке и российские художники, живущие за рубежом: И. Кабаков, Г. Сирин, М. Аникст. Свои работы представили также А. Брусиловский, Э. Гороховский, В. Вагин. Так что выставка объединяет не только московских мастеров, а становится местом собрания всех творческих сил, консолидацией соотечественников.
     В связи с проводимым в Германии годом российской культуры эта выставка впоследствии будет экспонироваться на книжной ярмарке во Франкфурте.

  Фотография  

"Социология"

     С 22 марта по 4 апреля в Москве, в галерее "Артколлегия" - Малый Власьевский переулок, д. 5 - будет проходить выставка фоторабот журналиста, аналитика, автора и ведущего телепрограммы "Большие деньги" Игоря Потоцкого "Социология". Это вторая персональная выставка мастера. Человек и город, личность и общество, мир предметов и людей, их отношений и статусов - вот темы, волнующие автора. Один из художественных приемов, которыми он пользуется, - привлечь внимание зрителя к отдельному элементу объекта съемки. И здесь для фотографа не имеет значения природа объекта - мир людей, мир предметов, архитектура города. Неповторимость мгновенья, красота пластики выхваченного движения, элемента человеческого тела, предмета обстановки и т. д. приобретает самостоятельное значение и обретает собственную независимую от целого жизнь, иногда олицетворяя это целое, а иногда споря с ним.
     Выставка организована галереей "Артколлегия" совместно с "Альфа-Банком". Тел. для справок: 241-44-38.

  Концерты  

     Концерты в ЦДХ в марте: 19.03., ср, 18-30 - "Чудеса арабских ночей" от Камаля Балана. В программе: Симфонический оркестр Арабской музыки, древние арабские песни, восточные танцы, специальный гость Гасан Мамедов (скрипка), Анатолий Герасимов (сопрано-саксофон), Ришад Шафи (барабаны); 20.03., чт, 18-30 - Концерт из цикла "Чекасин и гости"; 21.03., пт, 18-30 - Вечер классического русского шансона. Концерт, посвященный 100-летию Вадима Козина. Выступают: Александр Ф. Скляр, Гарик Сукачев, Ирина Богушевская, Бучч и др.; 22.03., сб, 18-00 - Концерт Инны Желанной; 23.03. вс, 19-00 - Гости из Санкт-Петербурга. Театр "Лицедеи". Цена билетов - 80-250 руб. В программе могут быть изменения. Справки по тел. 238-19-55 (15-00-18-30).

  Реклама  

Все для художников, архитекторов и дизайнеров

     Магазин «FINE ART», - Москва, улица Забелина, дом 1, рядом со станцией метро Китай-город, - сообщает о новых весенних скидках на профессиональные материалы для художников, архитекторов и дизайнеров. У нас вы найдете масляные, акриловые, алкидные краски, акварель, пастель, гуашь от ведущих производителей, бумаги и кальку заводов Canson, Arjo Wiggins, акварельные бумаги 100% хлопка. Большой выбор отечественных товаров - холстов на подрамниках, красок, растворителей, кистей и многого другого по вполне приемлемым ценам. Ждем Вас с 10 до 20 часов ежедневно, кроме воскресенья. Тел. (095) 925-09-28.

Следующий номер "НВ" выйдет ориентировочно 24-го - 25-го марта

Электронная версия зарег. Минпечати РФ, Эл N 77-4185 от 13.11.2000 г. Сбор подписки и рассылку номеров осуществляет редакция. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Распространяется бесплатно. Просим без согласования с редакцией не перепечатывать материалы и не размещать их на каких-либо сайтах. © Н.Ефремов, М.Ефремова, 2003 г.