Новый Вернисаж - N 4 (150) - 02.02.2003 г.

НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Арт-еженедельник
Архив номеров http://www.nv.ru/nver.htm ; Подписка (Subscribe), отписка (Unsubscribe), смена кодировки (Win / Koi8-r / Attach-htm) - nv@cnt.ru
N 4 (150)
2 февраля 2003 г.
Редактор - Николай Ефремов; E-mail - nv@cnt.ru ; Тел. (095) 712-94-97; Городская почта - 117623, Москва, а/я 12

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Сегодня понятие "демократия", что переводится как "власть народа", в нашей стране теряет популярность. Не потому, что народ у нас не любит свободу, а потому, что демократами называют себя те, кто ими не является: и те, кто составили громадные состояния, ограбив народ, и те, кто демонстративно плюет в лицо своим согражданам. Если компост назвать "розой" и кидать им в людей со словами: "Нюхай розу! Нюхай розу!", то у многих слово "роза" будет вызывать весьма неприятные ассоциации.

  О том, о сем  

Лучший перформанс - плюнуть в лицо?

     Недавние события, происшедшие в музее и общественном центре им. Андрея Сахарова, взволновали многих. В январе там открылась выставка "Осторожно, религия", на которой группа представителей актуального искусства - в числе которых были люди, скандально известные своими кощунственными богохульными эпатажами, например, уничтожением православных икон, и др. - представила работы, которые верующие восприняли как кощунственное глумление над православными христианскими святынями.
     17 января "Независимая газета" напечатала статью о выставке с фотографиями некоторых работ, а 18 января группа возмущенных верующих пришла в помещение выставки и частично уничтожила, а частично испортила работы. Организаторы оценили нанесенный ущерб в 14 тысяч долларов. Шесть человек задержаны милицией, против них возбуждено уголовное дело по статье 213, ч. 2 (групповое хулиганство).
     Сейчас страсти бурлят с обеих сторон. Известные деятели культуры - Валентин Распутин, Никита Михалков, Игорь Шафаревич, Василий Белов, Николай Бурляев, Илья Глазунов, Вячеслав Клыков, Михаил Назаров, Лина Мкртчян - выступили с обращением, в котором, в частности, говорится:
     "Мы видим, что на фоне нравственного террора и пропаганды растления начинается террор религиозный, самый безумный вид экстремизма. Происшедшее в дни Святого Богоявления кощунство нельзя сравнивать даже с коммунистическими аналогами: тогдашние безбожники были одурачены и думали, что бога нет. А здесь сознательный сатанизм, новый его этап. Здесь оскорбление национальной святыни, Православия, русской нации, веры отцов, самой России... Необходимо мобилизовать все силы, способные оценить, какого масштаба национальная катастрофа происходит на наших глазах...".
     Письма от возмущенных граждан идут и в органы власти, и в средства массовой информации, получает их и "Новый Вернисаж". Например, москвич С.Э. Борискин прислал нам копию своего заявления Мэру Москвы, прокурору города и прокурору Таганской межрайонной прокуратуры. В частности, он пишет:
     "Уже долгое время угрюмо молчащая усталая страна наблюдает суету разных деятелей от культуры и псевдо-интеллигенции, ханжески осуждающих нарушения прав человека, проявления межнациональной и религиозной розни в известных районах страны, и не замечающих у себя под носом агрессивного хамства "отморозков" от культуры, растлевающих и насилующих христианские святыни и русскую культуру...
     Как законопослушный гражданин, я не могу одобрить противоправный характер действий возмущенных граждан, которые не смогли стерпеть нанесенного им оскорбления, и выразили свой протест насильственными акциями против этих, с позволения сказать, предметов "искусства". Но когда нет дееспособной милиции, гражданам остается только право на самооборону. Мы живем в России, это наш дом, и нам не нравится, когда заезжие коммивояжеры от искусства, которым не удалось всучить нам заплесневелые западные "культурные ценности", в бессильной злобе гадят на нашем крыльце..."
     С другой стороны, поклонники актуального искусства возмущены уничтожением работ своих кумиров и говорят о мракобесии и посягательство на свободу творчества.
     На прошлой неделе в Москве проходил Международный симпозиум "Большой проект для России. Проблемы и перспективы", который является "...Первым этапом реализации масштабной инициативы Министерства культуры РФ - создания в России международного периодического форума современного искусства". На нем, кстати, присутствовали и некоторые из авторов нашумевшей выставки: О. Кулик, В. Мамышев-Монро и др. Посетил симпозиум и министр культуры Российской Федерации М. Швыдкой, выступивший с речью, в которой он обещал будущему форуму современного искусства поддержку Минкультуры.
     Так вот, на симпозиуме одному из докладчиков задали вопрос, слышал ли он о событиях в Сахаровском центре. Оказалось, не слышал. А когда ему рассказали, в чем дело, ограничился дипломатичными высказываниями: мол, да, разрушать - это недемократично, но выступая с какими-то художественными акциями, надо заранее оценивать, негативен или позитивен их социальный аспект...
     Да, европейцу понять нас трудно. Но мы-то сами прекрасно все о себе знаем. Те, кто готовил выставку, не могли не представлять, какую реакцию она вызовет - после прошлых-то аналогичных акций. Значит, именно такая реакция им и была нужна. Привлекать к себе внимание, эпатируя сограждан - это их политика, ведь иначе они никому не будут интересны, в отличие от того же Ильи Глазунова.
     В сытых и спокойных европейских странах "перформансы" представителей актуального искусства воспринимаются большинством как забавное действо. В конце концов, некоторые ходят в зоопарк посмотреть на кривляния обезьян - и это помогает им ощутить себя Человеком. Но и там акции, связанные с религией, вызывают протесты верующих. А у нас иной менталитет, и жизнь не такая стабильная, обстановка не такая спокойная. Наши люди и плюются дальше, и плевки в лицо воспринимают более остро.
     А тем временем, за этими господами потянулись последователи. Например, в ночь с 31 января на 1 февраля в Москве, в Зверевском центре современного искусства прошла "Праздничная акция встречи Нового 42 года космоэры", устроенная Линор. Акция сама по себе довольно безобидная, а в чем-то даже и забавная. Но - она сопровождалась разрыванием бумажных "свитков", на которых были написаны восклицания "О, Боже", "О, Господи", и другие, и призывами заменить их на восклицания: "О сферы" и т.п.
     Почему Линор выбрала объектом отрицания именно восклицания, связанные с Господом, а не, например, с нечистой силой? Ответ очевиден: потому, что это сильнее зацепит зрителей. К счастью, обошлось без скандала, хотя некоторые явно восприняли это как богохульство, и несколько человек после проведения акции даже попытались собрать из клочков разорванные "свитки".
     Хорошо бы, чтобы те, кто готовит скандальные "перформансы", чаще вспоминали китайскую пословицу о том, что не стоит швыряться камнями, живя в стеклянном доме.

  Выставки  

"Один раз увидеть - один раз услышать"

     С 28 января по 4 февраля в Екатеринбурге, в Уральском Музее Молодежи - ул. К. Либкнехта, д. 32 - демонстрируется арт-проект Сергея Лаушкина "Один раз увидеть - один раз услышать". Это его четвертый персональный проект в Музее Молодежи. Сергей Лаушкин родился в селе Преображенское Оренбургской области. Окончил оформительское отделение Чебоксарского художественного училища. Предпочтение отдает жанру пейзажа, портрета, натюрморта и др. Кредо - "Не делать ничего лишнего". (В. Быкодоров)

Выставка работ Ф.А. Бруни в Русском музее

     29 января в Санкт-Петербурге, в Михайловском дворце Государственного русского музея открылась выставка по случаю завершения реставрации картины Ф.А. Бруни "Медный змий". Реставраторами Русского музея была проведена беспрецедентная работа с грандиозным полотном, имеющим размеры 565 х 850 см. Почти 200-летнее бытование произведения внесло изменения в его первоначальный облик: обветшал холст, потемнел лак, колорит утратил яркость и чистоту. Задачей реставрации было укрепление холста и красочного слоя, очистка его от разновременных внедрений. Результаты этой работы позволили максимально приблизить картину к колористическому замыслу художника.
     Завершение реставрации "Медного змия" послужило поводом для показа других произведений Ф. Бруни из фондов Русского музея, в том числе уникальных картонов к "Медному змию", давно не демонстрировавшихся публике.

Выставка живописи Владимира Мандриченко

и текстиля Ирины Макуриной открылась 30 января в новосибирской галерее "LeVall" (Вокзальная магистраль, д. 6/1 - 45а). Владимир Мандриченко родился в Москве, жил в Баку, но оказался в Новосибирске. Свой стиль он называет гравюрой по живописи. Показываемые работы продолжают идею выставки, прошедшей в 2001 г. в Доме Ученых - "Сны о Японии". Таким образом, выставку в "LeVall" можно назвать "Сны о Японии - 2". Ирина Макурина - уроженка Новосибирска. Окончила Новосибирский филиал Московского технологического института легкой промышленности. Работала в Доме моделей художником по вышивке. С 89 по 99 г. жила в Эстонии, работала в Таллиннском Доме моделей. Последние годы живет в Новосибирске и уже успела провести несколько выставок. (Андрей Мартынов)

Выставка творческой группы "Терновый куст"

проходит с 28 января по 16 февраля в Москве, в ЦДХ, зале N 14. Представленная на ней живопись настолько хороша, что выставку можно считать одним из наиболее интересных событий художественной жизни Москвы. Такие работы, как "Москва. Тверская" Адольфа Демко (цветная литография), "Купите друга" Андрея Лопатина (литография), "Реликтовая Рыба" Валерия Гошко (бумага, темпера), "Арка" Николая Комарова (бумага, смешанная техника), "Грузинское вино" Сергея Миклашевича (аппликация), "Шелковый путь" Екатерины Смирновой (цветная литография), "Удод" Александра Кошкина (бумага, акрил) и др., не оставляют равнодушными зрителей, и оставляют ощущение как творческой состоятельности каждого из художников, так и удачного их объединения в творческую группу.

"Я чужой на этом празднике жизни"

     С 31 января по 28 февраля в Москве, в галерее Fine Art" - Б. Садовая ул., д. 3, кор. 10 - проходит выставка Дмитрия Гутова "Я чужой на этом празднике жизни". Художник представил серию живописных работ, главные герои которых - обезьяны, с недоумением, тоской, завистью и любопытством взирающие на мир. Как утверждается в пресс-релизе, "...Животные изображены с большой долей сочувствия и понимания их проблем. К переживаемым ими сложностям, прежде всего, следует отнести неспособность глубоко овладеть современной интеллектуальной культурой, разобраться в вопросах эстетики, произвести хорошее впечатление на девушек". Не знаю, какие впечатления производят на девушек сами обезьяны, но вот что касается картин, то и на девушек, и на юношей они производят весьма неплохое впечатление.

Выставка работ Владимира Гоосса

     С 31 января по 14 февраля в Санкт-Петербурге, в выставочном зале Международной федерации художников (IFA) проходит выставка работ Владимира Гоосса (1950-1998). На ней представлены произведения разных периодов творчества из частных собраний и галерей. В. Гоосс - участник движения "газоневской" культуры, многогранный художник, мастер исключительного дарования, оказавший мощное влияние на несколько поколений художников Ленинграда - Санкт-Петербурга. Одна из его последних выставок состоялась в Лондоне в рамках экспозиции Королевской академии искусств.

  Концерты  

     Концерты в ЦДХ в январе: 4.02., вт - 19-00 - Большой вечер джаза. Игорь Бриль и сыновья, Карина Кожевникова, К.Серов и С.Хутас. В программе - блюз, классический джаз, соул, ритм & блюз, собственные композиции; 5.02., ср, 18-30 - Вечер авторской песни. Сергей Никитин. Презентация нового альбома "Зимний праздник"; 6.02., чт, 18-30 - Группа "Калинов мост"; 7.02., пт, 19-00 - Вечер блюза. Леван Ломидзе и группа "Blues Cousins"; 8.02., сб, 19-00 - Гости из Санкт-Петербурга. Театр "Лицедеи"; 9.02., вс, 18-30 - Концерт группы "Точка росы". Цена билетов - 80-250 руб. Обращаем ваше внимание, что в программе могут быть изменения. Справки по тел. 238-19-55 (15-00-18-30).

До новых встреч!

Электронная версия зарег. Минпечати РФ, Эл N 77-4185 от 13.11.2000 г. Сбор подписки и рассылку номеров осуществляет редакция. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Распространяется бесплатно. Просим без согласования с редакцией не перепечатывать материалы и не размещать их на каких-либо сайтах. © Н.Ефремов, М.Ефремова, 2003 г.