Новый Вернисаж - N 32 (136) - 5.10.2002 г.

НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Арт-еженедельник
Архив номеров http://www.nv.ru/nver.htm ; E-mail для подписки (Subscribe), отписки (Unsubscribe), смены кодировки (Win / Koi8-r / Attach-htm) - nv@cnt.ru
N 32 (136)
5 октября 2002 г.
Редактор Николай Ефремов, E-mail для писем и материалов - vernisage@rmt.ru ; Тел. (095) 712-94-97; Почтовый адрес 117623, Москва, а/я 12

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Наверное, многие помнят присказку, бытовавшую в советские времена: "Среда - день труда". Прошедшая среда, 2 октября, стала еще и днем откровений. Пока любители тусовок "оттягивались" на открытии выставки Екатерины Рождественской, те, в ком еще не угас ориентировочный рефлекс, и кто был в состоянии взойти на шестой этаж старого московского дома, где на чердаке располагается "Институт Проблем Современного Искусства", имели возможность послушать занятную лекцию искусствоведа из Великобритании Патрика Эллиотта, открывшего в Новосибирске выставку современного искусства.

  Информация  

Акула в формалине

     Слайд этого экспоната - типичного образчика современного британского искусства - был продемонстрирован докладчиком в качестве одного из примеров выдающихся творений современных художников. Запихнул акулу в стеклянный ящик с формалином Херст, один из самых модных британских художников. Когда у него возникла эта идея, он пришел к известному коллекционеру современного искусства Саачи и попросил денег. Саачи идея понравилась, и он субсидировал экспедицию к берегам Австралии, поимку акулы, постройку прочного стеклянного ящика, покупку нужного количества формалина, и пр.
     Еще одно показанное докладчиком произведение искусства, поражающее воображение, - бетонное сооружение размером с небольшой корабль. В музей его везли по частям, на 6 крупнотоннажных грузовиках. Чтобы собрать этот шедевр, потребовалось 250 тысяч долларов и 2 недели труда целой бригады.
     Пользуясь предложением задавать вопросы, я спросил Патрика Эллиотта о том, ради чего, собственно, пришел на лекцию: что происходит сегодня на его родине с анималистической живописью. Дело в том, что в Великобритании этот жанр традиционно пользовался большой популярностью. Испокон веков британские лорды и джентльмены относились к своим четвероногим любимцам - лошадям, собакам, кошкам, etc... - по-джентельменски (извините за тавтологию), и любили вешать в своих домах их портреты.
     Ответ был таким: "Современные британские художники не рисуют животных, они их помещают в формалин. Живопись - это не современно". В качестве примера были приведены такие произведения, как вышеупомянутая акула, распиленная пополам тем же Херстом корова, и др.
     Дабы не превращать лекцию уважаемого искусствоведа в дискуссию, я не стал напоминать ему, что, в формалин животных помещают давно, ничего "современного" в этом нет. Подобные экспонаты есть во многих биологических музеях. Но ведь с эстетической точки зрения не все равно, смотреть ли на портрет или скульптуру любимого, просто понравившегося зверя, или на его останки в формалине.
     Кстати, искусство - оно вечно. Картины маслом хранятся сотни лет. Сегодня, благодаря кисти Ван Дейка, мы знаем, как четыреста лет назад выглядели кинг-чарлз-спаниели Карла I (интересно, просуществуют ли так же долго фотографии, видеопленки, CD-диски?). А корова Херста всего за 5 лет сильно испортилась, и, по мнению специалистов, в следующие пять лет совсем протухнет. Чтобы такой "шедевр" мог просуществовать хотя бы несколько десятков лет, художник должен освоить секреты бальзамирования. Но это уже другая профессия, к изобразительным искусствам, думается, отношения не имеющая.
     Впрочем, это мое мнение, которое я не собираюсь никому навязывать. Лично мне приятно иметь на стенах портреты маслом своих детей, собаки и кошек, приятно и оставить потомкам собственный портрет. А кому-то, может быть, больше нравится оставить потомкам собственную заспиртованную голову, или трупик любимой собачки, - ну что ж, его право. Так же, как и право потомков в будущем по своему усмотрению распорядиться полученным наследством - как семейным, так и общественным, то есть музейным.

"Твоя визитка"

     Так называется конкурс визитных карточек, который проходит с 9 сентября по 15 октября в екатеринбургском Музее Молодежи - ул. Карла Либкнехта, д.32. Принять участие в нем может каждый желающий, для этого надо представить одну - собственную - визитку и заполнить анкету. Визитки оцениваются по девяти номинациям: "Самая-самая", "Самая стильная", "Самая функциональная", "Самая скромненькая и со вкусом", "Самая развеселая (жизнерадостная)", "Самая душевная", "Самая пафосная", "Самая необычная (нестандартная)", "Самая народная (приз зрительских симпатий)".
     По окончании конкурса все участвующие в нем визитные карточки останутся на хранении в Музейном Фонде Музея Молодежи. На конкурс визитки принимаются до 15 октября, награждение победителей - 18 октября. А выставка визиток, как представленных на конкурс, так и из нескольких частных коллекций, открылась 4 октября, и будет идти по 19 октября.

  Анонсы  

"Министерская система в Российской империи"

     200 лет назад, 8 октября 1802 г., император Александр I подписал манифест об учреждении в России министерств. С 9 по 15 октября в Выставочном зале федеральных архивов будет проходить историко-документальная выставка "Министерская система в Российской империи". Ее основополагающий экспонат - тот самый манифест Александра I. Также на выставке будут представлены Высочайшие Указы, повеления и рескрипты, всеподданнейшие доклады министров, императорские резолюции, автографы государственных и общественных деятелей, формулярные списки, письма, фотографии, медали и др. Выставка расскажет о выдающихся государственных деятелях Российской империи.
     Выставочный зал работает с понедельника по пятницу с 12-00 до 18-00. Адрес- Б. Пироговская, 17.

"Музыка сфер"

     С 14 октября по 10 ноября в Центральном Доме художника на Крымском валу, залах NN 22-24 (третий этаж) пройдет персональная выставка живописи и графики Ирины Мащицкой "Музыка сфер". Ее устроитель - галерея "АСТИ". Название выставки восходит к Пифагору, к его "музыке или гармонии сфер". Живопись Ирины Мащицкой безусловно "озвучена" гармонией. Картины написаны звонкими сочными красками, как бы светящимися изнутри. Тонкие серебристые линии образуют четкие геометрические фигуры - треугольники, тем самым "озвучивая" картины чистой серебристой музыкой одноименного музыкального ударного инструмента, оживающего от прикосновения кисти. (Пресс-релиз)

"Восток-Запад"

     С 10 по 26 октября в Москве, в галерее АСТИ пройдет выставка живописи и графики Марии Суворовой "Восток-Запад". Она приурочена к выходу из печати большого календаря, выпущенного галереей АСТИ совместно с ее давним партнером - Можайским Полиграфкомбинатом. В календаре представлены яркие живописные работы Марии Суворовой. Теплое море с лодками и яхтами и сочные натюрморты, написанные на холсте и на картоне… Прекрасное полиграфическое исполнение адекватно передает живописную манеру художника, темпераментную колористику оригиналов. (Пресс-релиз)

  Фотография  

"Частная коллекция"

     2 октября в Московском Доме фотографии - Остоженка, 18 - открылась выставка фотопортретов Екатерины Рождественской. На ней представлено более 200 работ (компьютерная печать на холсте), на которых запечатлены известные люди: политики, звезды кино, театра и эстрады, деятели культуры.
     "Фишка" - пользуясь молодежной терминологией - в том, что все фотопортреты выполнены по образцу либо известных живописных полотен, либо старых фотографий, обложек журналов начала XX века, и пр. Например, портрет Кристины Орбакайте повторяет картину Да Винчи "Дама с горностаем", портрет Татьяны Веденеевой - картину Серова "Девочка с персиками", портрет Любови Казарновской - картину Ренуара "Портрет актрисы Жанны Самари", портрет Александра и Михаила Ширвиндтов - картину Репина "Иван Грозный убивает своего сына", и т.п. Все работы в экспозиции сопровождаются небольшой репродукцией того произведения, которое легло в основу данного портрета, с указанием автора и названия.
     Поражает работоспособность фотохудожника, ведь мало было подобрать для каждого из своих героев соответствующую его или ее образу картину либо фотоснимок, - требовалось воспроизвести необходимую обстановку, найти или создать соответствующую одежду, загримировать, отснять...
     На открытии выставки присутствовали Юлианна Шахова и Лев Новоженов, Амалия Гольданская и Дмитрий Маликов, и многие другие герои работ Екатерины Рождественской.

  Концерты  

     В ЦДХ в октябре: 8, вт, 18-30 - Сергей Калугин и группа "Оргия праведников"; 9, ср, 18-30 - Гитарист Иван Смирнов; 10, чт, 18-30 - Команда "Несчастный случай" с программой "В городе-Герое"; 11, пт, 19-00 - Гости из Санкт-Петербурга. Группа "Зимовье зверей"; 12, сб, 19-00 - Балет "Ню-Арт-Шоу"; 13, вс, 18-00 - Олег Киреев представляет: звезда английского джаза Питер Кинг (саксофоны). Цена билетов - 80-250 руб. Справки по тел. 238-19-55 (15-00-18-30).

  Реклама  

Все для художников, архитекторов и дизайнеров

     Магазин "FINE ART", - Москва, улица Забелина, дом 1, рядом со станцией метро Китай-город, - предлагает бумаги и материалы для художников, архитекторов и дизайнеров. Масляные, акриловые, алкидные краски, акварель, пастель, гуашь от ведущих производителей, бумаги и калька заводов Canson, Arjo Wiggins, акварельные бумаги 100% хлопка. Большой выбор отечественных товаров - холстов на подрамниках, красок, растворителей, кистей и многого другого по вполне приемлемым ценам. Ждем Вас с 10 до 20 часов ежедневно, кроме воскресенья. Тел. (095) 925-09-28.

До новых встреч!

Электронная версия зарег. в Минпечати РФ, Эл N 77-4185 от 13.11.2000 г. Сбор подписки и рассылку номеров осуществляет редакция. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Распространяется бесплатно. Перепечатка материалов - по согласованию с редакцией. © Н.Ефремов, М.Ефремова. URL - http://www.nv.ru ; E-mail - vernisage@rmt.ru ; Тел. - (095) 712-94-97