Новый Вернисаж - 20 января 2002 г.

Нужна эффективная реклама?

Рекламная сеть "Престиж-1"
- это оптимальный способ
решить самые сложные задачи
Добро пожаловать!
vernisage@rmt.ru
НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Еженедельная Интернет-газета
Архив номеров, бесплатная подписка, правила размещения информации - http://www.nv.ru/nver.htm
N2 (106)
20 января 2002 г.
Редактор Николай Ефремов
E-mail: vernisage@rmt.ru ; Тел. (095) 712-94-97; Почтовый адрес: 113623, Москва, а/я 12

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Некоторое время назад "НВ" рассказывал о выставках географических карт в Государственном Историческом музее. А на днях там открылась выставка, посвященная другим картам - игральным.

  Выставки  

"Пиковая дама"

     Карты, как и шахматы, пришли в Европу из Азии. Предполагается, что сначала они появились в Испании, куда их занесли арабы и цыгане. Оттуда через негоциантов они попали в Италию, Германию, а затем во Францию. В Россию карты попали из Германии и Польши в конце XVI - начале XVII веков. В начале XVII века они были запрещены как "поганый обычай", привезенный с Запада. Осудило карточные игры и Соборное уложение 1649 года, требуя жестокого наказания картежникам.
     Петр I карты не любил, но относился к ним спокойно и даже разрешил карточные игры с проигрышем не более 1 рубля медью. В 1761 году карточные игры разделили на коммерческие - разрешенные, и азартные - запрещенные. В то время изготовлением карт в России занимались частные лица, работавшие по немецким образцам, но основной поток колод шел из-за границы. А в 1798 году было построено здание Александровской мануфактуры под Петербургом, и уже в начале XIX века это предприятие стало карточной фабрикой в России, а с 1817 года, после указа императора Александра I, - единственным предприятием, занимавшимся изготовлением игральных карт с монопольным правом.
     Обо всем этом, и о многом другом, связанном с картами, можно узнать на выставке "Пиковая дама", открывшейся 10 января в Государственном Историческом музее. Здесь не только демонстрируются уникальные экспонаты - карты, игральные фишки, ломберные столы и кресла, и многое другое, но даже воссоздана атмосфера карточного салона начала XIX века, немыслимого без карточной игры. А среди живописных портретов XVIII-XIX веков, изображающих русских государей и вельмож, выделяется портрет княгини Н.П.Голициной в старости - прототипа пушкинской Пиковой дамы, - кисти крепостного художника.
     Выставка будет работать до 2 апреля 2002 г. - обязательно посетите ее, не пожалеете. Адрес Государственного Исторического музея - Красная площадь, дом 1/2.

"Небесное воинство"

     0 января в Музее Архитектуры открылась выставка расписных потолочных перекрытий разрушенных деревянных церквей XVIII-XIX веков. Эти перекрытия - их называют "небесами", - привезены в Москву из некогда процветающего Каргополья. Цель выставки - привлечь внимание общественности к погибающим памятникам культуры русского Севера. Выставка будет работать четыре месяца; вся выручка от экскурсий, а также пожертвования будут переданы каргопольскому музею.
     Адрес Музея Архитектуры - Воздвиженка, д. 5. Посещение выставки "Небесное воинство" - только в составе платных экскурсий в 13, 15 и 17 часов. Понедельник - выходной день.

"Гармония жизни - гармония перемен"

     17 января в Выставочном центре МОСХ России открылась выставка работ заслуженного художника России Екатерины Григорьевой. На ней представлено более 50 живописных произведений, большинство из которых ранее не экспонировались. В своих живописных фантазиях художник создает свой, часто нереальный, метафизический, но глубоко философский и гармоничный мир. Пускаясь в новые поиски, она воплощает на холсте то, что оказалось за пределами однажды достигнутой гармонии зрительных впечатлений и профессиональных возможностей. Полуабстрактные импрессионистские картины Екатерины Григорьевой красивы и композиционно, и колористически, но, главное, в них присутствует отчетливое чувство гармонии - не благостно-спокойной, а динамичной, гармонии развития, гармонии перемен.
     Выставка будет работать по 8 февраля. Адрес выставочного центра МОСХ - ул. Беговая, д. 7-9.

"У старых стен"

     С 19 января по 17 февраля в Центральном Доме художника на Крымском валу, в зале №17 проходит выставка известнейшего отечественного пейзажиста, Народного художника России Михаила Абакумова. Она посвящена подмосковной Коломне, отмечающей в этом году 825-летний юбилей.
     "Коломна всегда была моей Alma Mater, главным источником творческого вдохновения, - говорит мастер, - Здесь я родился и вырос, тут жили мои родители, здесь я начал рисовать и сформировался как художник, здесь я всю жизнь живу и не собираюсь отсюда уезжать".
     Как и большинство российских пейзажистов, Абакумов работал в разных уголках России, но именно коломенские пейзажи принесли художнику общенациональную известность. Бесспорно, что настоящая выставка - одна из наиболее полных и интересных экспозиций автора. На ней представлено более 200-х работ, к тому же она носит ретроспективный характер. Зрители увидят даже работы, выполненные художником в 15-летнем возрасте, а также пейзажи, написанные в 70-х, 80-х и 90-х годах. Мастер показывает и совсем новые, еще никем не виденные произведения, законченные этой зимой.
     Михаилу Абакумову посвящена одна из главных страниц официального сайта Коломны в Интернете, и это не случайно, - его творчество стало неотъемлемой частью истории города.

"Чемпионы России и не только"

     18 января в московскй галерее "С.АРТ" - Земляной вал, 14, вход с Малого Казенного переулка - открылась выставка анималистической живописи Марины Ефремовой. На ней представлены 20 портретов собак, в том числе имеющих титулы "Чемпион России", "Чемпион Европы" и "Чемпион мира", то есть признанных профессиональными кинологами лучшими из лучших. Это именно портреты, а не копии фотографий, на них запечатлен не случайный миг, а обобщенный образ, итог наблюдений и размышлений художника, его видение как данной собаки, так и, одновременно, всей породы. Большая часть картин демонстрируется впервые.
     Портреты собак, выполненные как маслом, так и пастелью, узнаваемы, в то же время они содержат обобщенную информацию, которая позволяет даже тем, кто ничего не знает о той или иной породе, понять и полюбить ее. Кроме собак-чемпионов, героями картин, представленных на выставке, стали домашние любимцы с родословными и без, и даже одна бездомная собака - "чемпион по доброте" Тошка, который был рад попозировать художнику, поскольку за свой труд натурщика получил повышенный гонорар сосисками.
     На вернисаже в галерее "С.АРТ" присутствовали некоторые из титулованных четвероногих героев. Они устраивали мини-представления, позировали перед многочисленными теле-, видео- и фотокамерами на фоне собственных портретов, общались с гостями, угощались на фуршете, а одна очаровательная такса даже по собственной инициативе приняла участие в церемонии открытия выставки. Все это не только внесло определенное оживление, но и позволило присутствующим - и любителям собак, и ценителям живописи, - составить собственное впечатление о мастерстве художника.
     Впрочем, происходящее еще предстоит осмыслить. Если в 1998-1999 годах к анималистическим картинам Марины Ефремовой, впервые показанным на выставках, художественная общественность отнеслась, мягко говоря, с прохладцей, то работы 2000-2001 годов начали вызывать все больший и больший интерес, в том числе и на выставках в Центральном Доме художника. Последние же картины Марины Ефремовой получают высокую оценку даже у искушенного зрителя. Это не удивительно - при том, что анималистика в живописи является редчайшим жанром, портретной анималистики как таковой до сих пор просто не существовало. А сейчас, как сказал в своем выступлении известный российский искусствовед Борис Шумяцкий, можно говорить о появлении нового направления в живописи - русского парадного анималистического портрета.
     Выставка будет работать по 2 февраля.

  Фотография  

"Известия-Сanon. Cтоп-кадр"

     29 января в Государственном Кремлевском Дворце состоится открытие итоговой выставки конкурса "Известия-Сanon. Cтоп-кадр". В программе - церемония награждения победителей конкурса, а также балет "Руслан и Людмила". Подробности читайте в последующих выпусках "Нового Вернисажа".

  Концерты  

"Охота на ангела"

     Так называется альбом Марины Анисимовой, записанный совместно с вокальным дуэтом "Апрель". Его презентация пройдет 2 февраля в ресторане "Манхеттен-экспресс" гостиницы "Россия" - Варварка, д. 6. В программе примут участие Art-zong дуэт "Мастер Гриша", В. и В. Мищуки, К.Тарасов, "Бенгальский залив", дуэт "Апрель", М.Кочетков, А.Мирзаян, С.Гоппен. Вход 100 рублей.

     В ЦДХ на предстоящей неделе: 20.01, воскресенье, 18-30 - Группа "Зимовье зверей"; 23.01., среда, 18-30 - "Wood-квинтет"; 24.01., четверг, 18-30 - Группа "Запрещенные барабанщики"; 25.01, пятница, 18-30 - Вечер авторской песни - Тимур Шаов и Наталья Дудкина; 26.01, суббота, 18-30 - Театр "Русская антерприза Михаила Козакова" - "Концерт для Голоса и Саксофона"; 27.01, воскресенье, 18-30 - Ольга Арефьева и группа "Ковчег". Цена билетов - 80-250 руб. Справки по тел. 238-19-55 (15-00-18-30).

До новых встреч!

Спонсор "Нового Вернисажа" -
Фонд содействия развитию изобразительных и декоративно-прикладных искусств
Зарег. в Минпечати РФ, Эл № 77-4185 от 13.11.2000 г. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Печатается в Репроцентре Фонда содействия РИИДП. Распространяется бесплатно. Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещена. © Н.Ефремов, М.Ефремова. URL - http://www.nv.ru ; E-mail - vernisage@rmt.ru ; Тел. - (095) 712-94-97