Новый Вернисаж - 14 октября 2001 г.

Нужна эффективная реклама?

Рекламная сеть "Престиж-1"
- это оптимальный способ
решить самые сложные задачи
Добро пожаловать!
vernisage@rmt.ru
НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Еженедельная Интернет-газета
Архив номеров, бесплатная подписка, правила размещения информации - http://www.nv.ru/nver.htm
N33 (97)
14 октября 2001 г.
Редактор Николай Ефремов
E-mail: vernisage@rmt.ru ; Тел. (095) 712-94-97; Почтовый адрес: 113623, Москва, а/я 12

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     В наше время никто не сомневается, что музеи требуют внимания и заботы со стороны общества, государства. Но, оказывается, среди музеев есть и такие, которые выполняют особые функции, и требуют особо бережного к себе отношения. Это – музеи-заповедники. От обычных музеев они отличаются тем, что не просто собирают и хранят коллекцию каких-либо исторических, литературных, живописных и т.п. памятников, но и сами по себе – земля, постройки, уклад, способ хозяйствования, – являются, так сказать комплексным памятником. Музеи-заповедники являются специфическими учреждениями, осуществляющими научно-исследовательские, хранительские, историко-охранные и природно-охранные функции не только на вверенной им территории, в зданиях и сооружениях, но и в зонах их охраны. К таким уникальным объектам относится, например, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", где на днях прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная деятельности музеев-заповедников.

  Конференции  

"Проблемы деятельности музеев-заповедников в современных условиях"

     В конференции приняли участие руководители и научные работники российских музеев-заповедников – Московского Кремля, Владимиро-Суздальского объединенного музея-заповедника, Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова, Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, Соловецкого музея-заповедника, Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника и др., а также советники Государственной Думы РФ и Министерства Культуры РФ. Среди основных рассматриваемых тем – правовые вопросы деятельности музеев-заповедников, программы их комплексного развития, научно-методические аспекты организации системы мониторинга в музеях-заповедниках и пр.
     Участники конференции приняли резолюцию, основное положение которой – деятельность музеев-заповедников настолько специфична, что должна регулироваться особым законом. Проект подобного закона – "О государственных музеях-заповедниках", – сейчас подготовлен; его нужно быстрее доработать с учетом базовых законов о музейном фонде и об объектах историко-культурного наследия.

  Выставки  

Болин вернулся в Россию

     9 сентября в Успенской звоннице Московского Кремля открылась выставка "Болин в России. Придворный ювелир конца XIX – начала XX века". Фирма "В.А.Болин" была одним из старейших предприятий Российской Империи, ее основал в Санкт-Петербурге в 1791 г. выходец из Саксонии Андреас Ремплер – придворный ювелир императоров Павла I и Александра I. Впоследствии дело продолжили его зятья – немец Готтлиб Эрнст Ян и швед Карл Эдуард Болин.
     Карл Болин, получивший русское подданства, пользовался особым расположением царской фамилии, ему поручали исполнение особо важных заказов, в том числе официальных царских подарков с государственной символикой. Он стал Поставщиком Высочайшего Двора, его наградили званием Придворного ювелира. Его сыновья Эдуард и Густав Болины достойно продолжили дело, за что были награждены высокими наградами Российской Империи и возведены в российское потомственное дворянское достоинство – единственный случай в истории российского ювелирного искусства.
     После революции 1917 года имущество фирмы было национализировано. Только благодаря счастливому стечению обстоятельств Вильгельм Болин не разорился полностью – в 1916 году он решил открыть отделение в Швеции и переехал в Стокгольм, где в присутствии короля Швеции Густава V открыл ювелирный магазин. С тех пор и до сегодняшнего дня владельцы фирмы являются придворными ювелирами шведских монархов; данная выставка приурочена к официальному визиту в Россию их величеств короля Швеции Карла XVI Густава и королевы Сильвии, – они присутствовали на открытии.
     Отвечая на вопрос корреспондента "Нового Вернисажа", нынешний владелец фирмы "В.А.Болин" Кристиан Болин рассказал, что сегодня на фирму работает 6 независимых мастеров-ювелиров – для Швеции это достаточно много. Старейший из них пришел на фирму за год до рождения Кристиана Болина (ему сейчас около пятидесяти), самый молодой – несколько лет назад.
     Экспонаты для выставки предоставлены Московским Кремлем, Государственным Историческим музеем, Государственным Эрмитажем, Гохраном России, Королевским Дворцом Швеции и другими музеями, а также частными коллекционерами. Выставка будет работать до 17 января 2002 года.

Выставка живописи и эмалей

ставропольской художницы Людмилы Сергеевой открылась 9 сентября в выставочном зале Всероссийского фонда культуры – Милютинский переулок, д. 19/4, строение 1. Картины Людмилы Сергеевой пронизаны красотой камня, их отличает отсутствие конкретных материальных образов, а понимание их происходит на подсознательном уровне. По концепции автора, эти картины призваны помочь человеку постичь себя, отсюда и выбранное направление в живописи – сюрреализм и абстракционизм.

Пожар без огня и дыма

     С 12 по 19 октября в кинотеатре "Кунцево" (станция метро "Кунцевская") проходит выставка екатеринбургской художницы Татьяны Мальсаговой. Более 50 ярких и веселых работ на пожарную тему представляют Издательский дом "Калан" и художник Татьяна Мальсагова. Сюжеты работ многообразны: пожарные знаки Зодиака, "тушилы", члены добровольной пожарной дружины, участники соревнований по пожарно-прикладному спорту… Картины выполнены в технике графики, батика, вышивки гладью.

  Анонсы  

Родному Дагестану посвящается

     С 17 октября по 4 ноября в Центральном Доме художника при поддержке Международной конфедерации союзов художников и Постоянного Представительства Республики Дагестан при Президенте РФ пройдет выставка живописи Карахана Сефербекова (Москва). Один из ярких представителей современного экспрессионизма, член Международной Федерации художников "ЮНЕСКО", Карахан Сефербеков родился в Дагестане на берегу Каспийского моря. Образование получил в Москве. Удивительная работоспособность дала возможность художнику участвовать во многих отечественных и зарубежных выставках. Первая персональная выставка состоялась в 1996 году, а настоящая экспозиция – седьмая персональная выставка художника. На ней представлена серия морских и горных пейзажей, воспевающих красоту этого чудесного края – края со своей первозданной культурой, этносами и древними обычаями. Это ностальгия и дань любви художника к своей Родине. Карахан Сефербеков уже давно живет и работает в Москве, но ни на минуту не забывает тепло, солнце, величие гор и яркость красок родного Дагестана.

  Представляем:  

Музей археологии Москвы

     Открыт в 1997 г.; открытие приурочено к 850-летнему юбилею Столицы. Расположен на Манежной площади, под землей. Работы, проводившиеся в 1993–1996 гг., сопутствовали строительству торгового комплекса "Охотный ряд". Раскопки, позволившие исследовать культурный слой на данной территории, были проведены впервые; они потребовали слаженной и четкой работы историков, архитекторов, реставраторов.
     Центром экспозиции музея являются сохранившиеся под землей остатки Воскресенского моста – памятника архитектуры XVI–XVII веков. Этот мост через реку Неглинку был вторым по величине в городе, после Большого Каменного (через Москву-реку). Воскресенский мост являлся частью оборонительных сооружений Московского Кремля. Нередко он служил местом проведения торжественных церемоний. Так, в 1594 году здесь встречали польского посла, торжественно въезжавшего в Кремль. В XIX веке река Неглинка была упрятана в трубу, и верхнюю часть Воскресенского моста снесли, а нижнюю засыпали землей.
     При раскопках культурного слоя, толщина которого здесь достигает семи метров – он нарастал здесь почти по сантиметру в год, – археологи обнаружили большое количество разнообразных предметов. Глиняная посуда, разнообразные украшения, оружие, детские игрушки и многие другие вещи позволяют нам представить себе быт и хозяйство москвичей того времени. О бойкой торговле, проходившей в древности на мосту, свидетельствуют найденные здесь деревянные счетные бирки в виде заостренных палочек с зарубками – "носы", от которых происходит известная пословица "Заруби себе на носу" (т.е. крепко запомни). А маленькие костяные кубики и шахматные фигурки – свидетельство распространенности игр в средневековой Москве. Хотя игра в шахматы считалась азартной (бесовской) и строго осуждалась церковью, среди знати шахматы были популярны, сильным шахматистом был царь Иван Грозный.
     В экспозиции музея выставлено также пять кладов, открытых на территории Москвы. Самый крупный из них найден археологами при раскопках Старого Гостиного двора: он насчитывал более 95 тысяч серебряных копеек ("чешуек"), 335 западноевропейских талеров и шестнадцать серебряных сосудов (кубки, чарки, блюда, покрытые позолотой и эмалью), изготовленных ювелирами России, Англии, Германии.
     Музей является филиалом Музея истории города Москвы. Директор – Виктор Сюнович Запорожец.
     Работает музей ежедневно, кроме понедельника и последней пятницы месяца. Телефон – 924-84-90.

До новых встреч!

Спонсор "Нового Вернисажа" -
Фонд содействия развитию изобразительных и декоративно-прикладных искусств
Зарег. в Минпечати РФ, Эл № 77-4185 от 13.11.2000 г. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Печатается в Репроцентре Фонда содействия РИИДП. Распространяется бесплатно. Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещена. © Н.Ефремов, М.Ефремова. URL - http://www.nv.ru ; E-mail - vernisage@rmt.ru ; Тел. - (095) 712-94-97