Новый Вернисаж - 6 октября 2001 г.

Нужна эффективная реклама?

Рекламная сеть "Престиж-1"
- это оптимальный способ
решить самые сложные задачи
Добро пожаловать!
vernisage@rmt.ru
НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Еженедельная Интернет-газета
Архив номеров, бесплатная подписка, правила размещения информации - http://www.nv.ru/nver.htm
N32 (96)
6 октября 2001 г.
Редактор Николай Ефремов
E-mail: vernisage@rmt.ru ; Тел. (095) 712-94-97; Почтовый адрес: 113623, Москва, а/я 12

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Почти сто лет назад русский критик Андреевич в книге "Опыт философии русской литературы" (СПб, 1905 г.) писал: "Мы... единственный в мире народ, где каждое десятилетие или проклинает предыдущее или с особенной любовью и вниманием доказывает, какие же это были дураки".
     Отчасти это высказывание справедливо и сейчас, хотя андреевичевское "мы" - слишком уж условно, оно вовсе не означает "все мы". Тем более, что есть люди, которые не только не отрицают сделанного предшественниками, но и всю жизнь свою посвятили сохранению и изучению наследия предков. Это - историки и музейные работники. Благодаря их энтузиазму и подвижничеству мы - те, кого интересует прошлое, - имеем возможность взглянуть на то, что, казалось бы, давно утеряно, забыто.
     И каждая новая музейная экспозиция, каждая новая выставка, посвященная прошлому, позволяет нам по-новому взглянуть на те или иные события ушедших лет, и попробовать, наконец, трезво оценить то, что в свое время воспринималось нами через призму бурных эмоций либо сиюминутных настроений.

  Выставки  

Картография, век двадцатый

     Третья картографическая выставка открылась 5 октября в Государственном исторической музее. Серия выставок "История и карта: три века российской картографии" приурочена к 300-летию издания в Москве первой русской гравированной карты - "Восточная часть моря Палус Меотис" (карты Азовского моря Адриана Шхонебека), - положившей начало современной, то есть научной российской картографии.
     Первая выставка, "Век восемнадцатый", прошедшая в марте, посвящалась времени создания научной картографии в России, появлению картографических произведений, адекватно отражающих основные пространственные черты Российской империи. Вторая выставка, "Век девятнадцатый", прошедшая в августе, была посвящена динамике картографической деятельности в России XIX века, - эта деятельность может служить показателем не только экономического, но и политического развития страны.
     На третьей выставке, "Век двадцатый", демонстрируются экспонаты, отражающие историю нашей страны в это непростое для нее столетие, такие, как "Административная карта Россiи къ началу XX века" - и карта современной Москвы, составленная по данным космической фотосъемки; полуграмотная, с грубыми орфографическими ошибками "Карта Европейской Россiи по Брестскому трактату", изданная в Петрограде в начале 1918 года, и "Мапа Украiнськоi Республiки" того же времени, - и глобус Луны, созданный по фотографиям автоматической межпланетной станции, с автографом Сергея Королева.
     Вступив в индустриальный век, советская картография стала мощной индустрией с развитой системой научных и производственных подразделений. В СССР уже в начале 1950-х годов была завершена съемка всей страны в масштабе 1:100 000 ("километровка"), и начата съемка территории государства в масштабе 1:25 000. Съемки и издание карт завершились в 1985 г. При этом свыше 65% работ было выполнено за последние 20 лет, - в "период застоя" советская геодезия и топография застоя не знали.
     Интересным памятником истории являются карты военных лет: план Москвы и области ("Лист №56"), изданный немцами в 1942 году, и "План г. Берлина", подготовленный советским Генштабом в 1944 году. Забавно воспринимаются сегодня карты-схемы пропагандистской направленности: "И.В. Сталин на фронтах гражданской войны 1918-1920 гг.", "Пионерская организация СССР" с указанием мест Всесоюзных пионерских слетов и крупнейших Дворцов пионеров и школьников, и др.
     Выставка продлится до 3 декабря. Адрес Государственного исторического музея: Красная площадь, 1/2.

Британский лорд и русский граф

были представлены любителям экзотики в музее "Усадьба Кусково" 3 октября, на открытии выставки "Фотография. Сноудон". Британский лорд Сноудон был подлинным, собственно, именно он - автор представленных на выставке фотографий, чрезвычайно интересных и очень талантливых. Российский граф Шереметьев был фальшивым, - его представлял актер. Усадьба Кусково была построена Шереметьевыми, у них же и была отобрана после Великой Октябрьской Социалистической революции; к чему ее нынешним хозяевам нужно присутствие ряженого графа, сказать трудно: то ли чтобы лишний раз продемонстрировать правомерность нахождения в этой усадьбе: вот, мол, господа, и граф, законный владелец, с нами, то ли чтобы потешить комплексы: да у нас графья в дверях заместо лакеев стоят.
     Впрочем, иного хоть причеши, хоть хвостик бантиком повяжи, - а барином он все равно не станет. Именно в Кусково это почему-то постоянно чувствуется. И нынешняя выставка исключением не стала: на сей раз посетителей порадовали сообщением, что лорд Сноудон (цитирую) "знаком со всеми, с кем имеет смысл быть знакомым". Надо думать, имелось в виду, что лорд-фотограф знает лично очень много интересных людей. Однако получилось, что все те, с кем он не знаком, вроде бы и не интересны. Трудно сказать, чего тут больше - британского снобизма или российского холопства, но лично мне после таких пассажей знакомиться с автором работ не захотелось, хотя сама выставка интересная, и я рекомендую посмотреть ее всем, кто интересуется фотографией. Адрес музея "Усадьба Кусково" - ул. Юности, д. 2.

Минимализм в Пересветовом переулке

     В Государственном выставочном зале Пересветов переулок (д. 4) с 1 октября по 1 ноября в рамках проекта "Русские Галереи - разные грани нашей культуры в картинках" проходит выставка современного абстрактного пейзажа, на которой представлены работы художников Игоря Вулоха и Игоря Кадыкова. Игорь Вулох - классик советского минимализма. Ранние его работы, например, "Композиции", "Вечер - Осень", датированы 1966-м годом, последние - "Пейзаж", "Диптих", - 2001-м. Большинство из 14 представленных работ экспонируется впервые. Работы Игоря Кадыкова "Забор", "Там, где живет большая рыба", "Рыбалка" - это попытка возвращения через абстрактный пейзаж в лето. А в серии его работ "Ландшафты" можно увидеть пейзаж одновременно с различных точек и с разной степенью приближения - zoom-прием, применяемый в современных визуальных технологиях.

  Анонсы  

Разнообразные грани реализма

будут представлены на выставке "Встреча", которая пройдет в ЦДХ с 11 по 28 октября. Любители живописи, скульптуры, гобелена и вышивки познакомятся с работами художников из Москвы и Тбилиси.

***

"Новый Вернисаж" постоянно пишет о новых выставках, а сами музеи и галереи, в которых эти выставки проходят, остаются "за кадром". Между тем, их постоянные экспозиции тоже очень интересны и заслуживают внимания.

  Представляем музей  

Музей истории города Москвы

     Создан в 1896 году по инициативе Городской Думы; в 2001 году будет праздновать свое 105-летие. В настоящее время расположен в Китай-городе, в храме Иоанна Богослова, "что под вязом". Имеет шесть филиалов: Старый Английский двор, Музей археологии Москвы, Музей Храма Христа Спасителя, Музей русской усадебной культуры "Кузьминки", Музей Лефортово, Музей русской гармоники А.Мирека.
     Экспозиция музея посвящена истории столицы с древности до наших дней. Используя фондовые коллекции, музей воссоздает образ любимого города, сохранившего на протяжении столетий самобытность и узнаваемость - образ "золотой" Москвы, то сказочной и романтической, то строгой и монументальной.
     Украшением экспозиции является уникальное собрание исторической живописи художника и исследователя московской старины Аполлинария Васнецова. Его картины, отражающие архитектурный облик и быт древней Москвы, романтический стиль начала ХХ века, и сейчас сохранили свой колорит и неповторимость. Они настраивают посетителей на жизнерадостное и возвышенное восприятие города.
     Гордостью музея являются его коллекции изобразительных материалов, предметов быта, одежды, фарфора, керамики, стекла, нумизматики, редких книг и фотографий - всего более 1 миллиона предметов.
     В музее действуют экспозиции "От поселения до столицы", "Москва ХVIII-ХХ вв.", выставка под открытым небом "Белокаменные страницы прошлого"; регулярно проходят выставки из фондов самого музея, а также музеев России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.
     Москвичам и гостям столицы музей и его филиалы предлагают обзорные, тематические, костюмированные и театрализованные экскурсии, исторические спектакли, музыкальные вечера, пешеходные и автобусные экскурсии по историческому центру Москвы, разнообразную сувенирную продукцию.
     Директор музея - Галина Ивановна Ведерникова, кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры РФ, Вице-президент ИКОМ России, автор и ответственный редактор более 60 научных изданий по социально-политической истории, а также по истории города Москвы.
     И.о. ученого секретаря - Татьяна Кирилловна Кудзаева.
     Адрес музея - Новая площадь, дом 12; проезд - метро "Лубянка", "Китай-город". Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 ч., в среду и пятницу с 11 до 19 ч. Последняя пятница каждого месяца - санитарный день. Телефоны для справок - 924-84-90; 924-80-58.

До новых встреч!

Спонсор "Нового Вернисажа" -
Фонд содействия развитию изобразительных и декоративно-прикладных искусств
Зарег. в Минпечати РФ, Эл № 77-4185 от 13.11.2000 г. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Печатается в Репроцентре Фонда содействия РИИДП. Распространяется бесплатно. Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещена. © Н.Ефремов, М.Ефремова. URL - http://www.nv.ru ; E-mail - vernisage@rmt.ru ; Тел. - (095) 712-94-97