Новый Вернисаж - 1 июля 2001 г.

Нужна эффективная реклама?

Рекламная сеть "Престиж-1"
- это оптимальный способ
решить самые сложные задачи
Добро пожаловать!
vernisage@rmt.ru
НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Еженедельная Интернет-газета
Архив номеров, бесплатная подписка, правила размещения информации - http://www.nv.ru/nver.htm
N23 (87)
1 июля 2001 г.
Редактор Николай Ефремов
E-mail: vernisage@rmt.ru ; Тел. (095) 712-94-97; Почтовый адрес: 113623, Москва, а/я 12

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Лето в разгаре, и галерейная активность в Москве несколько снижается. А у музеев, наоборот, горячая пора, поскольку в этот период туристов больше. Впрочем, выставка, открывшаяся в Благовещенском соборе Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", безусловно, будет интересна не только туристам, но и всем, кто интересуется российской историей.

  Выставки  

Всего-то 300 лет назад...

     "Лета 7198-го июля в ... день зделано сие блюдо на гроб государя царя и великого князя Федора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца".
     7198-й год от сотворения Мира по Библии – это 1690-й год от Рождества Христова. Гутенберг умер 230 лет назад, в 1468 году, Коперник 155 лет назад, в 1543 году, Галилей 56 лет назад, в 1642 году. Сэр Ньютон в самом расцвете творческих сил, ему 55, и проживет он еще 29 лет – до 1727 года.
     А в России в 1690-м году сделано кутейное блюдо из серебра "на гроб" царя Федора Алексеевича, умершего в 1682 г. Все эти годы блюдо хранилось в Архангельском соборе Кремля, месте погребения московских князей и царей, куда посторонним вход заказан. И вот теперь его можно увидеть на выставке "Федор и Иван Алексеевичи Романовы", открывшейся 27 июля в Благовещенском соборе Кремля.
     Алексеевичи – это дети царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 г.г. В его правление оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649 г.), воссоединена с Российским государством Украина (1654 г.), возвращены Смоленск, Северская земля – бывшее Черниговское княжество, – и другие российские земли, подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове, Крестьянская война под руководством Степана Разина. В его же правление произошел раскол русской церкви – часть верующих отказалась признать реформы патриарха Никона. Увлекшись реформами, Никон выдвинул тезис "священство выше царства", чем, естественно, вызвал гнев царя – и в 1658 г. ему пришлось оставить патриаршество. Собор 1666–1667 г.г. снял с него сан патриарха. Никон был сослан, умер в 1681 г.
     А царь Алексей Михалович умер в январе 1676 г. У него было три сына, как в сказке. Федор и Иоанн, которого при социализме упорно именовали Иваном, – старшие, от первой жены царя, Марии Милославской. Петр – младший, от второй жены, Натальи Нарышкиной. По воле Алексея Михайловича царевич Федор еще в 1674 г. был "оказан" на Красной площади народу и "предъявлен" в Архангельском соборе в качестве престолонаследника иностранным послам. Он вступил на престол 30 января 1676 г., в 14 лет.
     Это был образованный царь, знавший латинский и польский языки, владеющий искуством слагать вирши – стихотворные переложения церковных текстов. Он отменил местничество и создал Славяно-греко-латинскую академию. Неизвестно, как бы все повернулось, процарствуй Федор Алексеевич дольше, но он страдал хронической болезнью – "скорбел ножками", – и в результате скончался в 1682 г., в возрасте 21 года, не оставив прямых наследников (единственный сын умер в младенчестве годом раньше).
     Кандидатами на престол стали два его брата – родной, Иоанн, и сводный, Петр. В результате трагических событий Стрелецкого бунта титуловали обоих, а править стала старшая сестра, царевна Софья.
     Царь Иоанн Алексеевич прожил до 1696 г., вроде бы был "хил, подслеповат" и "скорбел главою", прожил всего 30 лет и в 1696 г. скончался, оставив пять дочерей – одна из них, Анна Иоановна, впоследствии стала императрицей. "На гроб" Иоанна Алексеевича также было "зделано" кутейное блюдо.
     Эти кутейные блюда, а также родимые (написанные по случаю рождения) и гробовые иконы царей Федора и Иоанна Алексеевичей, подсвечники, другие предметы из Архангельского собора, экспонирующиеся на выставке, – память об одном из самых противоречивых периодов российской истории.

"Ю.И.Петлина. Современная майолика Гжели"

     Выставка с таким названием открылась 28 июня в Государственном Русском музее. На ней экспонируется более 250 произведений лауреата Государственной премии России Юлии Ивановны Петлиной.
     Гжель – один из самых прославленных центров керамического производства в России, объединяющий ряд деревень и сел: Речицы, Трошково, Фенино, Гжель, Турыгино, Бахтеево и др. Богатый качественными глинами подмосковный край имеет многовековой опыт гончарства. Еще в ХVIII веке здесь создавали уникальные по своим художественным достоинствам майоликовые сосуды – квасники и кумганы. Их неповторимость – в сочетании в одном произведении различных техник (литье, гончарная работа, лепка), сложной архитектонике, скульптурном и орнаментальном декоре, сюжетной росписи. В ХIХ веке многодельная полихромная майолика уступила место сине-белому полуфаянсу, а затем более тонкому фаянсу и фарфору.
     В ХХ веке возрождение Гжели началось в послевоенные 40-е годы благодаря исследователю прикладного искусства А.Б.Салтыкову и художнице Н.И.Бессарабовой. Изучив старые традиции, они восстановили технику, излюбленные художественные формы, систему росписи Гжели. Расцвет местной керамики начался с фарфора с подглазурной росписью кобальтом. А освоение Гжельской майолики удалось осуществить лишь в конце 1970-х годов. Среди художников, стоявших у истоков возрождения майолики, была и Лауреат Госпремии Ю.В.Петлина. Коренная москвичка, она пришла в экспериментальный цех майолики в Фенино после окончания факультета художественной керамики Строгановского училища в 1984 г.
     В 1987 г. в майолике Гжели была освоена традиционная роспись солями цветных металлов по сырой эмали. Ю.И.Петлина овладела системой гжельского "пятицветия", основанной на использовании четырех красок – коричнево-лиловой, зеленой, желтой, синей по белому фону эмали. Росписи ее изделий становятся то живописно-воздушными, то декоративно плотными и яркими. Она создает различные посудные формы, функциональные предметы: квасники, кувшины, вазы, подсвечники, тарелки, доски, изразцы, часы, бокалы, шкатулки, увенчанные скульптурой. Пластические решения ее произведений различны: крупные шарообразные, дутые копилки, шкатулки, миниатюрные скульптуры.
     Творчество Ю.И.Петлиной глубоко традиционно и удивительно современно, ей не мешают ни каноны традиции, ни образование художника-профессионала, они органично переплелись в ее творческом сознании.
     Большинство работ в экспозиции выполнено специально для этой выставки.

  Фотография  

Хроника событий XX века

     Союз фотохудожников России, объединение "Фотоцентр" и журнал "Огонек" открыли 27 июня в Москве, в "Фотоцентре" на Гоголевском бульваре выставку "Война и мир Михаила Савина". На фотографиях известного советского фоторепортера запечатлены известные и и не очень известные события истории нашей страны, знаменитые и малоизвестные люди: деревня Ульяново Калужской области после освобождения от фашистов (1943 г.), празднование дня воздушного флота на Тушинском аэродроме (1947 г.), герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев в Авиационном клубе в Подмосковье (1947 г.), Никита Сергеевич Хрущев и Жаклин Кеннеди во время встречи Н.С.Хрущева и Джона Кеннеди в Вене (1962 г.).
     Выставка будет работать по 8 июля. Адрес "Фотоцентра" – Гоголевский бульвар, д.8.

  Анонсы  

Выставка "Художники Саратова"

откроется 3 июля в Выставочном Центре на Беговой. В экспозиции будет представлено около 100 живописных полотен, разнообразных как в жанровом, так и в стилистическом плане.
     Саратов – традиционный город искусств. Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева был основан в 1885 г. академиком Алексеем Боголюбовым. В конце XIX в. в городе было организовано Общество любителей изящных искусств, открыто рисовальное училище. Саратовская земля дала искусству Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Александра Матвеева, Константина Петрова-Водкина.
      Саратовская организация художников – одна из крупнейших в России.Областные художественные выставки собирают до 250 участников. В этом немалая заслуга областного министерства культуры, руководства области, оказывающего реальную помощь и поддержку местным художникам. Не случайно Поволжское отделение Российской Академии художеств находится именно в Саратове.

Ну очень современно

     4 июля в Московском Государственном Университете Культуры и Искусства - г. Химки, ул. Библиотечная, 11 - состоится открытие выставки произведений Игоря Крашевского, Павла Войницкого, Владимира Макарова (Белоруссия, Минск). На ней будут представлены компьютерная графика, инсталляции, объекты. Во время открытия будут демонстрироваться интерактивные проекты, компьютерная графика, экспериментальное кино. Выставка организована в рамках Московского Международного on-line фестиваля "ARTFOR-FOCOM ЛЕТО 2001". Контактный телефон оргкомитета - 110-09-40.

До новых встреч!

Спонсор "Нового Вернисажа" - ЗАО "Кисловодский фарфор - Феникс"
Первые эксперименты кисловодских мастеров с фарфором относятся к началу 60-х годов. К 1967 году, когда предприятие было реорганизовано в Кисловодскую Фабрику Сувенирных Изделий, на нем, помимо традиционных изделий из рога, металла и оргстекла, выпускались изделия из фарфора и керамики.
Цветы Феникса
Зарег. в Минпечати РФ, Эл № 77-4185 от 13.11.2000 г. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Печатается в Репроцентре Фонда содействия РИИДП. Распространяется бесплатно. Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещена. © Н.Ефремов, М.Ефремова. URL - http://www.nv.ru ; E-mail - vernisage@rmt.ru ; Тел. - (095) 712-94-97