Новый Вернисаж - 3 июня 2001 г.

Нужна эффективная реклама?

Рекламная сеть "Престиж-1"
- это оптимальный способ
решить самые сложные задачи
Добро пожаловать!
vernisage@rmt.ru
НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Еженедельная Интернет-газета
Архив номеров, бесплатная подписка, правила размещения информации - http://www.nv.ru/nver.htm
N19 (83)
3 июня 2001 г.
Редактор Николай Ефремов
E-mail: vernisage@rmt.ru ; Тел. (095) 712-94-97; Почтовый адрес: 113623, Москва, а/я 12

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Просматривая выпуски "Нового Вернисажа", полученные по электронной почте или растиражированные на ризографе, задумываетесь ли Вы о том, что не так давно – в историческом масштабе времени, – наши предки посылали друг другу сообщения не по e-mail, а написанные на берестяных грамотах?

  События  

"Я послал тебе бересту..."

     31 мая в Государственном Историческом музее состоялось публичное заседание Ученого совета ГИМ и кафедры археологии исторического факультета МГУ, посвященное пятидесятилетию находки первой берестяной грамоты в Новгороде Великом. Это произошло в июле 1951 года на Софийской стороне, недалеко от Новгородского Кремля. Найденная береста – "Запись о поземе и даре" (первая четверть XIV века) – содержала сведения о феодальных повинностях, которые поступали с ряда новгородских сел.
     Берестяная грамота – это кусок березовой коры шириной 2–8 сантиметров, длиной 15–40 сантиметров. Всего за 50 лет найдено около 1000 грамот, датированных XI–XV в.в. Большинство посланий написано на внутренней, более темной стороне бересты, – она мягче и удобнее для письма. Буквы выцарапывались острием металлического или костяного писала (стилоса).
     Послания в большинстве своем написаны по-древнерусски, небольшая часть – по-церковнославянски, единичные – на латинском, греческом, нижненемецком, прибалтийско-финском. Как правило, послания лаконичны, не длиннее 20 слов, самое большое насчитывает 176 слов. В основном это частные письма и челобитные, хотя среди них есть, например, и такая запись-загадка, отгадать которую не могут и по сей день: "Есть град между нобом и землею, а к ному еде посол без пути, сам ним везе грамоту непсану".
     Как Вы думаете, сохранятся ли через 500–900 лет какие-либо из нынешних посланий по электронной почте, и будут ли они так же интересны нашим потомкам, как нам – берестяные грамоты?

  Выставки  

Пуленепробиваемая одежда – это здорово

     С 1 по 17 июня в ЦВЗ "Манеж" (2-й этаж) проходит выставка работ дизайнеров ткани и одежды из "Лаборатории британской моды". На суд зрителей представлены платья, костюмы, куртки, шляпы, обувь, созданные с применением фольклорных мотивов и орнаментов, и самых последних технологий в промышленности. Среди применяемых материалов – шелк, ламинированный с металлической нитью, выжженная лазерным лучем кожа, ударопрочный нейлон, джинса с тефлоновым покрытием, и др.
     Многие представленные образцы одежды вызывают ассоциации с изделиями советских швейных фабрик 60–70-х годов, и с одеждой русских крестьян конце XIX века. Некоторые из экспонатов, наоборот, ультрасовременны: например, платье круглой формы, как поставленный на ребро блин, куртка с капюшоном, полностью закрывающим лицо, платье, состоящее из не сшитых левой и правой половин, и др.
     Особое практическое применение имеет такая ценная вещь, как куртка из пуленепробиваемого и ударопрочного материала: думается, что нашим ателье было бы нелишне купить ноу-хау.
     Выставка уже демонстрировалась в Копенгагене, Утрехте, Хельсинках и др., причем ее дизайн все время менялся. Московский вариант, на мой взгляд, не вполне удачен из-за того, что отсутствует целостность экспозиции: она "разваливается" на отдельные части и даже экспонаты. Тем не менее, выставка заслуживает того, чтобы ее посмотреть хотя бы ради некоторых представленных образцов.

Больше "тройки" не поставишь

     С 26 мая по 16 июня в Москве, в выставочном зале "Выхино" – Ташкентская ул., 9, – проходит выставка работ членов творческой группы художников "СОУС". Название не имеет отношение ни к кулинарии, ни к известному материалу для рисования, оно расшифровывается как "совместный успех". Особых успехов, правда, не видно, наоборот: концепция выставки не проработана, нет единства экспозиции, как в целом, так и по отдельным авторам, у некоторых художников, например, у С.Тхоржевского, поздние работы слабее, чем ранние. Из-за всего этого даже хорошие картины "теряются", а порой и работают против своего создателя. Так, весьма недурные пастели Ю.Круглова, вывешенные на втором этаже, буквально подчеркивают слабость картин маслом того же автора, вывешенных на первом. В целом экспозиция рождает ощущение не то спешки, не то некоторого равнодушия авторов и устроителей к этому мероприятию.

  Фотография  

Искусство второй свежести

было показано 28 мая в Московском доме фотографий – Остоженка, 18. Посетителям предложили полюбоваться стереофотографиями, которые нужно было рассматривать в специальных красно-зеленых очках. Лет 100 назад подобные картинки показывались в так называемых "волшебных фонарях" и вызывали восторг у приказчиков и цирюльников. Но сегодня, в век информационных технологий, это не впечатляет.
     Поскольку данное мероприятие проспонсировано компанией "Proctor&Gamble" ради пиара "Camay", на большинстве картинок присутствуют объемные куски мыла, флаконы с разной косметикой и др. Все это подается как "искусство", причем художественность снимков вызывает сомнение, особенно на фоне выставки бесподобных фотографий Лиллиан Бассман, проходящей в том же МДФ
     То, что уважаемая компания решила пиарить именно таким способом, а не поддержала какую-либо серьезную выставку, или не устроила веселое шоу – помывку мылом "Camay" памятника Пушкину, загаженного голубями, или слона в Московском зоопарке, или 1000 длинноногих блондинок на Красной площади, – пожалуй, свидетельствует об отсутствии вкуса и фантазии у рекламистов компании.

Лучший друг Клинтона

     Нет, это вовсе не та дама, о которой Вы подумали, а – саксофон. Именно он стал героем серии фотографий Екатерины Голицыной, демонстрируемой на выставке, открывшейся 1 июня в галерее "ФотоСоюз" – Потаповский переулок, дом 16/5, строение 3. Устроитель – Союз фотохудожников России.

  Прогуляемся по ЦДХ  

     Итак, Центральный Дом художника вернулся к своему обычному состоянию: в нем опять идут разнообразные по направлениям и уровням выставки, где каждый может найти для себя то, что ему по душе. Среди множества представленных художников рекомендую обратить внимание на двух – их картины выставлены на антресольном этаже, рядом с роялем. Анна Чарина представила на суд зрителей московские пейзажи, а Евгений Кравцов – очень своеобразные, удивительно эмоциональные полотна.

  Анонсы  

"Лубок – Bilderbogen"

     Так называется выставка, которая открывается 7 июня в Государственном Историческом музее – Красная площадь, 1/2. На ней будут представлены экспонаты из собрания Государственного Исторического музея, Российской государственной библиотеки, Государственных музеев Берлина – Музея европейских культур и Гравюрного кабинета, Документационного центра лубка (Нойруппин). Устроители – Министерство культуры РФ, ГИМ и Посольство Федеративной Республики Германия в Российской Федерации.

"Русская скульптура в дереве. XX век"

     Выставка с таким названием откроется 7 июня в Санкт-Петербурге, в корпусе Бенуа Государственного Русского музея. Ее цель – продемонстрировать эволюцию отечественной деревянной пластики на протяжении ХХ века. В экспозицию вошло около 100 произведений из фондов ГРМ. В пресс-релизе сообщается, что, по мнению устроителей выставки, дерево – материал, наиболее отвечающий русской ментальности и неслучайно ставший одним из основных для отечественных скульпторов. Среди экспонатов – работы как классиков, выполненные в начале ХХ века, так и современных скульпторов.

"Во сне и наяву"

     Эта выставка откроется 7 июня в Москве, в выставочном зале "Измайлово" – Измайловский проезд, дом 4. На ней будут демонстрироваться гобелены Юрия Овсепяна. Инженер по образованию, художник по призванию Юрий Овсепян работает в области декоративно-прикладного искусства более десяти лет; им усовершенствована стандартная техника натканного гобелена. Его ранним работам присущ яркий, сочный колорит, соответствующий южной природе Армении и Азербайджана, где прошла его молодость; поздние работы спокойны, сдержаны и гармоничны по цвету, насыщены и сложны по композиции.

До новых встреч!

Спонсор "Нового Вернисажа" - ЗАО "Кисловодский фарфор - Феникс"
В настоящее время ассортимент "Феникса" состоит более чем из сотни наименований фарфоровых изделий, и едва ли Вы найдете среди них хотя бы пару совершенно одинаковых. Каждое изделие изготовляется вручную, а значит, неповторимо, оно хранит на себе отпечаток руки Мастера и след настроения, владевшего им в минуты работы.
Цветы Феникса
Зарег. в Минпечати РФ, Эл № 77-4185 от 13.11.2000 г. Сбор подписки и рассылка номеров - сервер Subscribe.Ru - http://subscribe.ru/ . Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Печатается в Репроцентре Фонда содействия РИИДП. Распространяется бесплатно. Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещена. © Н.Ефремов, М.Ефремова. URL - http://www.nv.ru ; E-mail - vernisage@rmt.ru ; Тел. - (095) 712-94-97