Новый Вернисаж - 30 апреля 2001 г.

Нужна эффективная реклама?

Рекламная сеть "Престиж-1"
- это оптимальный способ
решить самые сложные задачи
Добро пожаловать!
vernisage@rmt.ru
НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Еженедельная Интернет-газета
Архив номеров, бесплатная подписка, правила размещения информации - http://www.nv.ru/nver.htm
N15 (79)
30 апреля 2001 г.
Редактор Николай Ефремов
E-mail: vernisage@rmt.ru ; Тел. (095) 712-94-97; Почтовый адрес: 113623, Москва, а/я 12

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Многие столетия и даже тысячелетия богатства цивилизации концентрировались в руках аристократов, духовенства и купечества. Представителей любого из этих сословий, – впрочем, как и любого другого, – можно разделить на две категории: для одних первичен Дух, для других Брюхо, одни признают приоритет духовных ценностей, другие и не знают, что это такое, одни способны на бескорыстные поступки, на широкие жесты, на пожертвования и даже самопожертвование, а у других главная цель жизни – построить, так сказать, норку повместительнее, и запасти в ней побольше съестных припасов.
     Во все века те, кто отличались порядочностью, честностью, широтой души, покровительствовали искусству, культуре, – хоть князья и герцоги, хоть епископы и аббаты, хоть промышленники и купцы. И обычно тем самым они делали свое имя бессмертным. Характерный пример из отечественной истории: купцов Третьяковых мы помним только в связи с тем, что они основали и подарили Москве художественную галерею, а вот какими фабриками они владели – этого сейчас практически никто не знает, да никому и не интересно, как никто не знает и не интересуется тысячами других живших в то время предпринимателей.
     Сейчас, на заре нового российского капитализма, у нас не очень принято заниматься благотворительностью, покровительствовать художникам, поэтам и музыкантам, поддерживать театры, галереи и музеи. Но все же у нас есть предприниматели, и даже не предприниматели, способные безвозмездно – не за налоговые льготы, а "за так", – подарить музею экспонат, на приобретение которого у того не хватает денег.

  Выставки  

"Рука дающего не оскудеет..."

     27 апреля в Государственном Историческом музее открылась выставка даров музею за последние 20 лет. На ней представлены экспонаты из всех 12 фондовых отделов музея – более 600 предметов, переданных шестьюдесятью дарителями – частными лицами, коммерческими фирмами и даже посольствами.
     Среди этих предметов – монеты XV века из найденного клада и макет атомной бомбы из коллекции Арзамаса-16, кубок с портретом императрицы Елизаветы Петровны XVIII века и личные вещи опального ученого Тимофеева-Ресовского, фотоальбом старшей линии Дома Романовых и документы академика Пилюгина, слюдяное окно XVII–XVIII века и современные ювелирные изделия, выполненные в уникальной технике, голландский манекен для художественных работ и скульптура Мефистофеля работы каслинских мастеров, портреты членов купеческого семейства Золотаревых и современные награды других государств.
     Есть среди даров и экспонаты, так сказать, двойного исторического значения. Например, М.В.Кусакина в 1985 году подарила музею брошь "Стрекоза", выполненную из золота, серебра, бриллиантов, изумрудов, рубинов, шпинели и жемчуга. Эта брошь, созданная в 1904–1907 г.г. на Фабрике по производству золотых и серебряных изделий В.С.Агафонова, является интересным памятником искусства модерна. Но и сам подобный дар тоже является своего рода историческим памятником – эпохе развитого социализма, людям, которые хотя и не имели фирм, акций, счетов в банке, но, тем не менее, могли подарить музею столь дорогие предметы, на что способен далеко не каждый нынешний миллионер.
     Впрочем, с точки зрения истории, что бриллианты, что полуистлевший документ – вещи, одинаково бесценные. В данном случае важно, что предметы, пылившиеся в чьем-то доме без всякого толку, становятся открытыми для обозрения, с ними может познакомиться каждый, кто интересуется прошлым.
     В распространенном музеем пресс-релизе говорится, что эта выставка – дань глубокого уважения и признательности сотрудников музея дарителям – людям широкой души и щедрого сердца. На открытии выставки дарителям – как лично, так и их представителям, а в некоторых случаях, увы, их потомкам – были вручены почетные грамоты Исторического музея. При этом некоторые из присутствующих, воспользовавшись поводом, передали в дар музею новые исторические экспонаты.

  Акции  

Не для брезгливых

     С 24 по 29 апреля в Москве прошла ярмарка "Арт-Москва 2001". Ее девизом можно считать лозунг, выдвинутый екатеринбургским изданием, которое называется "Культурный журнал "Комод"", – этот лозунг, как мелкими, так и крупными буквами, был размещен на разных этажах: "Идите в [...] любители искусства" (троеточием я заменил грязное ругательство). И действительно, любителям искусства, ценителям Прекрасного делать там было нечего, ярмарка явно предназначалась не для них, а для любителей обнюхивать чужие подштанники, – видимо, как раз для этой цели и развешанные. По количеству порнухи, чернухи, уродств и просто жалких потуг "новаторов", как отечественных, так и приглашенных из-за рубежа, "Арт-Москва 2001" явно побила все рекорды. Судя по массе изображений голых мужиков – картин, рисунков, фотографий, видеороликов – не исключено, что над ярмаркой взял тайное шефство клуб геев.
     Не очень вписывался в общий стиль ярмарки юбилейный альбом работ И.С.Глазунова, – роскошный фолиант, выпущенный тиражом в 500 экземпляров, ценой 600 долларов. Но, по законам пиара, именно так и должна происходить "раскрутка": на видном месте безобразия, привлекающие внимание, на задворках именитые корифеи, "придающие вес" происходящему. Кстати, на фоне основной экспозиции не то, что 600, но и 1200 долларов за репродукции картин Глазунова не казались слишком большой суммой.
     Ну, а самым впечатляющим произведением на этом "Арт-Гадюшнике 2001", пожалуй, была композиция из четырех засушенных телячьих ног, прикрепленных к гипсовому постаменту. Данный "перформанс" можно считать символом того, что публике на ярмарке вместо подлинного искусства – так сказать, "мяса", – подсунули несъедобные конечности с копытами, испачканными в навозе.

  Фотография  

"Красная площадь. ХХ век"

     Так называется выставка фотографий, проходящая с 26 апреля по 25 мая в Государственном историческом музее. Ее организаторы – Союз фотохудожников России, Министерство культуры РФ и ГИМ.
     Строго говоря, выставка охватывает период примерно в полтора столетия, со второй половины XIX века по 2001 год, то есть уже XXI век. Из ранних фото наиболее впечатляют три снимка: "Вид на здание магистрата и собор Казанской Богоматери" (1865–1867 г.), на котором изображена Красная площадь еще без Исторического музея, "Закладка фундамента здания Исторического музея. Вид от Воскресенской площади" (1876 г.) и "Вид на Исторический музей" (1880-е годы). Быть на выставке в Историческом музее и смотреть на фотографию Красной площади без Исторического музея – в этом есть свой сюр.
     Но основной массив фотографий относится именно к ХХ веку. Причем начинается век с лотошной торговли (1900-е годы), процветавшей на Красной площади, а заканчивается массовыми концертами (1990-е годы), которые стали проводиться здесь после крушения социализма.
     Ну, а посередине – парады, парады, парады. Их принимали сначала Николай II (1913 г.), затем Ленин (1919 г.), Сталин (1935 г.), Хрущев (1962 г.). Фотографии Брежнева, принимающего парад, тут нет, единственное фото с ним – похороны маршала Гречко (1976 г.). Зато на выставке представлено уникальное фотосвидетельство: немецкий генерал Кейтель, стоящий среди довольных советских военачальников, салютует марширующим колоннам Красной Армии (1934 г., видимо, ноябрьская демонстрация).
     На фотографиях ноябрьского парада 1941 г. уже совсем другие лица. За семь лет некоторые из тех военачальников расстреляны, некоторые на фронте, поминают недобрым словом Кейтеля, ставшего к тому времени генерал-фельдмаршалом. Кадровые офицеры, которым довелось участвовать в парадах прошлых лет, за полгода войны в большинстве своем либо погибли, либо находятся в немецком плену. Перед стоящим на Мавзолее Сталиным и членами правительства маршируют части, спешно переброшенные в Москву из Сибири, и московские ополченцы, – это их первый и последний парад, большинству предстоит погибнуть вскоре, под Москвой, меньшинству – за последующие четыре года войны, и только единицы из них дойдут до Берлина. Кажется, в Параде Победы участвовало несколько человек из тех, кто маршировал тут в 41-м. Но, скорее всего, – ни одного, кто бы участвовал в параде 1934 года.
     А вот на фотографиях стоящий на Красной площади Маяковский (1928 г.), Шмидт и челюскинцы (1934 г.), советские граждане, приветствующие пролетающий над ними самолет "Максим Горький" (1934 г.), сам Алексей Максимович (1935 г.), и так вплоть до Михаила Горбачева (1991 г.), – он идет во главе колонны демонстрантов, это Первомай, еще не было путча, мы еще не знали про развал страны, приватизацию и прочее, страна занимает одну шестую часть суши, нас 250 миллионов и население растет.
     А один фотоснимок запечатлел момент, который я помню "вживую": 1 мая 1962 года, Н.С.Хрущев с Гагариным и другими космонавтами на трибуне Мавзолее, Герман Титов держит на плече девочку, меня впервые взяли на демонстрацию и тоже посадили на плечо, все вокруг восторженно кричат "ура!", мы уже больше года летаем в космос, а в семидесятых годах обещан коммунизм и все будет бесплатное, в этом не сомневаются ни идущие в колоннах, ни стоящие на трибуне... Здесь, на Красной площади, всегда хорошо верилось, в любые годы, во все, что угодно, – вглядитесь в лица на этих фотографиях.

Следующий номер "НВ" выйдет 12 мая

Спонсор "Нового Вернисажа" - ЗАО "Кисловодский фарфор - Феникс"
К началу 80-х годов ХХ века Кисловодский фарфор приобрел свои характерные черты, присущие ему и сегодня; благодаря им в 1990-м году ЗАО "Кисловодский фарфор – Феникс" был включен в реестр предприятий народно-художественных промыслов России.
Цветы Феникса
Зарег. в Минпечати РФ, Эл № 77-4185 от 13.11.2000 г. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Печатается в Репроцентре Фонда содействия РИИДП. Распространяется бесплатно. Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещена. © Н.Ефремов, М.Ефремова. URL - http://www.nv.ru ; E-mail - vernisage@rmt.ru ; Тел. - (095) 712-94-97