Новый Вернисаж - 24 марта 2001 г.

Нужна эффективная реклама?

Рекламная сеть "Престиж-1"
- это оптимальный способ
решить самые сложные задачи
Добро пожаловать!
vernisage@rmt.ru
НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Еженедельная Интернет-газета
Архив номеров, правила публикации, подписка - http://www.nv.ru/nver.htm
Наш E-mail: vernisage@rmt.ru
N10 (74)
24 марта 2001 г.
Главный редактор - Николай Ефремов
Выпускающий редактор - Марина Ефремова
Тел. (095) 712-94-97

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Весь прошлый номер был посвящен Московскому Международному художественному Салону "ЦДХ-2001", который проходит с 16 по 25 марта в Центральном доме художника на Крымском Валу, 10. Масштабы этого Салона таковы, что ему можно было бы посвятить и не один, а 10 номеров - и все равно было бы мало. Увы, увы, увы, - объем "Нового Вернисажа" невелик, ибо на большее не хватает средств. Как говорится, что можем, то делаем. И нам самим очень жаль, что не удалось рассказать о замечательных пейзажах Афанасия Осипова на стенде Российской академии художеств, о маринистике Сергея Григораша, о картинах Сергея Асликяна, Газали-Дибир Израилова, кстати, создавшего сборник афоризмов, и многих других художниках, чьи произведения заслуживают внимания. И все отнеслись к этому с пониманием... Хотя нет, не все, – об этом свидетельствует послание, оставленное нам на автоответчике, своего рода отклик.

  Салон  

"Я! Мне! Меня!"

     "Добрый день, господа Марина и Николай Ефремовы. Это говорят из музея-заповедника "Царицыно". На днях нашли на нашей экспозиции в ЦДХ девятый номер еженедельника Интернет-газеты "Новый Вернисаж" и с удивлением не прочли в рубрике "Проекты Салона" извещение об одном из самых крупных проектов выставки - проекте музея-заповедника "Царицыно". Это очень досадно, поскольку и по признанию устроителей, и по отзывам публики раздел оказался удачным. Чем это объяснить, и не исправите ли вы вашу оплошность. Всего доброго".

     Что ж, отвечаем на вопрос: то, что мы не упомянули конкретно музей-заповедник "Царицыно", объясняется нежеланием тратить место в номере на экспозиции, которые, по нашему мнению, не являются достойными внимания. Но если работники ГМЗ "Царицино" настаивают - исправляем нашу оплошность. Итак:
     На втором этаже, перед входом в залы Салона, раскинулась большая, даже по масштабам данного Салона, экспозиция Министерства культуры РФ и ГМЗ "Царицыно". Называется это - Проект "...Невыносимая легкость бытия". Эдакий "перформанс" из прикладных работ – текстиля, стекла и керамики, – а также бумажных скруток и прочих потуг на "современность" и "искусство". Среди прикладных работ есть весьма неплохие, есть и довольно посредственные, уровня среднего развальчика на оптовом рынке, где между контейнерами с дешевым рисом и селедкой стоит контейнер с не менее дешевым "искусством".
     Почему это названо "Проектом", – сказать трудно. Экспозиция и экспозиция, причем весьма средняя, как из-за спорного отбора работ, так и с точки зрения дизайнерского решения, точнее, его отсутствия. Хороший дизайнер мог бы оформить так, что предметы заиграли бы, но тут – банальная поленница, что-то лежит, что-то стоит, что-то висит, а общее впечатление, что дизайнеру "чего-то хочется, а кого – не знаю".
     Вот что в данном "Проекте" удачно, так это название. "Легкость бытия" – это очень образно, ведь данную шалость оплатил Минкульт, у которого обычно не хватает денег поддержать принципиально важные для культуры страны проекты. Теперь, надо понимать, тот же Минкульт оплатит ГМЗ "Царицыно" покупку всех этих произведений, дабы "Проект" целиком перекочевал в музей и остался там навеки, памятником нашему бестолковому времени. "Невыносимая" – это отражает реакцию непредвзятой публики. Конечно, в переносном, а не в буквальном смысле, ибо в реальности наш народ и не такое вынес: революцию, гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную, развал СССР... Вынесет и легкость бытия ГМЗ "Царицыно", на радость которому ухопана такая прорва денег, что хватило бы выставить на Салоне десяток художественных школ или областных художественных организаций.
     Работникам ГМЗ "Царицыно" сидеть бы потише, но – видимо, трудно удержаться от того, чтобы не порадоваться собой, любимыми, и не вскрикнуть восхищенно, вслед за Пушкиным: "Ай да сукин сын!"

Большому Салону – большую прессу

     Впрочем, масштабность Салона в том-то и заключается, что каждый может найти здесь то, что ему захочется похвалить. Ну, или почти каждый, ибо есть и те, кто, обойдя Салон, не нашел ни единой работы себе по душе. Например, "НВ" обратился к кандидату искусствоведения и художнику Льву Дьяконицыну с просьбой рассказать о своих впечатлениях. Уважаемый искусствовед пятнадцать минут рассказывал о том, как ему все не понравилось. Художник, по его мнению, не должен "делать изящно, делать красиво", и ориентироваться на вкусы зрителей. Он должен создавать "масштабные произведения" и "воспитывать публику", – а на Салоне, как у него создалось впечатление, «все на продажу». Можно с этим согласиться, можно нет, но такое вот у человека мнение. И не одному ему Салон не понравился. Очень интересно читать публикации о Салоне. Например, по мнению Марины Овсовой из "Московского комсомольца", "картины на салоне попрятались по углам", "их мало на квадратный метр", да и все они "безликие". Это хороший отзыв, было бы хуже, если бы "МК" не обругал, а похвалил, ведь уровень "МК" – это конкурс "мисс сиськи". А если сисек нет, или их мало на квадратный метр, то и искусства, соответственно, нет.
     Не понравился Салон и автору рецензии в "Газете.ру". По его мнению, "В целом нынешний Салон производит менее удручающее впечатление, чем три предыдущих, но тогда было плохо настолько, что до "удовлетворительно" все равно еще далеко". А вот Алина Старинец, рецензия которой помещена на сервере "Кирилл и Мефодий" – http://www.km.ru – смогла найти немало интересного; читать ее взвешенную статью одно удовольствие. Хотя, конечно, в профсоюз слепоглухих искусствоведов и арт-критиков ее теперь не примут.
     По мнению Дмитрия Смолева из "Новых Известий", "Организационные принципы салонов в ЦДХ по-прежнему остаются слишком шаткими, чтобы рассчитывать на успех и значительность". Впрочем, он нашел то, что ему по душе: "Интересные поступления от национальных творческих союзов (отметим стенды Латвии и Таджикистана), есть любопытные некоммерческие проекты (например, "Тоска красного по голубому" киевлянки Ивы Павельчук или екатеринбургский "Музей простого искусства Урала и Сибири").
     Ольга Кабанова в старых "Известиях" обратила внимание на эстонскую поленницу – "довольно провинциальная, надо сказать, работа и очень личная", – портреты патриарха и Лужкова – "совершенно беспомощные", – царицынский "проект" – "отличный раздел декоративного искусства", – и на картины Анатолия Слепышева – "стыдящие своим мастерством и качеством художников, выставившихся рядом".
     В общем, Салон, как и положено масштабному художественному проекту, собрал большую прессу и вызвал неоднозначные отклики. Кому он должен был понравиться – понравился, кому должен был не понравиться – не понравился, а в целом показал, что несмотря ни на что, является главным арт-событием постсоветского пространства, хочется это кому-то признавать, или нет. Кстати, он еще идет, – по 25 марта.

  Выставки  

Кавказские мотивы

     В N8 мы обещали рассказать подробности о выставке в галерее Герцева – Каретный ряд, д. 5/10. Но мы их и сами не узнали, – ну, вернисаж, ну, картины: старый автомобиль со множеством колес... мост через речку... К такой выставке необходим толковый пресс-релиз, чтобы знать, что именно хотели сказать художники, и сравнить, удалось им это или нет. Интересны и биографические подробности: прочитаешь, например, что художник ослеп в пять лет, или держит кисть зубами, – и уже смотришь на картины по-другому. Увы, пресс-релиз был в дефиците, так что замыслы художников и устроителей остались тайной.
     Не нашлось бумаги, чтобы отпечатать пресс-релиз, и у галереи "Моя коллекция" (Власьевский переулок, д. 5), организовавшей выставку картин абхазского художника Леварсы Бутба. Но там по крайней мере его вывесили на стенке. Выставка благотворительная, т.е. доходы будут направлены на благие цели. Картины – в жанре кубизма, – неоднозначные; пожалуй, если убрать несколько самых слабых работ, выставку можно даже назвать удачной. Одна из картин, "Сухум", очень выразительна: солнечный беззаботный город тех времен, когда не стреляли, не бомбили, а на Кавказ ездили не убивать, а купаться в море и кушать фрукты...

  Анонс  

Московский фестиваль "Кубок юмора – 2001"

     Он состоится в воскресенье, 1 апреля, в саду "Эрмитаж" на улице Каретный ряд. Посетители ждут яркие театрализованные программы, аттракционы, розыгрыши, сюрпризы. Они станут не просто зрителями, а участниками интереснейшего юмористического шоу: каждый сможет получить "паспорт колхозника" и принимать участие в конкурсах, зарабатывая себе "трудодни". Победители получат подарки и призы, причем главный приз – участок земли в центре Москвы. Начало действа – в 12-00, праздничный фейерверк – в 21-00.

  Культура в Интернете  

Сайт – не персональный

     В N7 мы рассказали о сайте Михаила Шемякина – http://www.shemyakin.com/ . Как нам сообщили, это не персональный сайт художника, а сайт его дилера в Париже. Персонального сайта Михаил Шемякин пока не имеет, а "уполномоченный" им сайт, с которым он постоянно сотрудничает, – http://www.chemiakinbooks.com .

До новых встреч!

Спонсор "Нового Вернисажа" - ЗАО "Кисловодский фарфор - Феникс"
Высочайшая квалификация позволяет мастерам малосерийных участков создать полную неповторимость декора с использованием сложнейших технологий ангобной, подглазурной, миниатюрной (пейзажной, сюжетной, портретной и т.д.) и люстровой росписи; их лепка отличается особым изяществом и изобретательностью; широко применяется работа с бисквитом.
Цветы Феникса
Зарег. в Минпечати РФ, Эл № 77-4185 от 13.11.2000 г. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Отпечатано в Репроцентре Фонда содействия РИИДП. Бесплатно. Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещена. © Н.Ефремов, М.Ефремова. URL - http://www.nv.ru ; E-mail - vernisage@rmt.ru ; Тел. - (095) 712-94-97