Здравствуйте, уважаемые читатели!
По нашим данным, в Москве и Подмосковье сейчас зарегистрировано 264 галереи. И если бы мы составляли справочник, было бы методически правильно уделить каждой из них равное количество внимания. Но у нас не справочник, а интернет-газета, ставящая цель рассказать о самом интересном и достойном. А самое интересное на прошедшей недели опять происходило в галерее "С.АРТ".
Думается, что через несколько десятков лет теме влияния галереи "С.АРТ" на развитие художественного процесса в России в конце XX - начале XXI века будет посвящена не одна статья. Впрочем, не одной этой галерее. Московские галереи - уникальное, пока еще не исследованное явление. Это вовсе не то, что (по Ожегову) - "Картинная галерея - музей, помещение для выставки картин". Так - во всем мире, но в Москве сегодня есть галереи, которые выбиваются из ряда привычных представлений. Они - нечто большее, чем помещение, где выставляют картины и торгуют ими. Это своего рода светские салоны, как сейчас говорят, "места тусовки", центры притяжения творческих людей. Здесь варится то зелье, из которого потом рождается Искусство. Таких галерей немного, увы, - и тем интереснее все, что в них происходит.
"Одиннадцать с половиной стульев"
22 февраля в Москве, в галерее "С.АРТ", в рамках выставочной программы "Актуальная Россия", был представлен проект Ивана Колесникова "Одиннадцать с половиной стульев" (куратор - Петр Войс). В нем художник в очередной раз делает попытку запредельного обновления понятий, категорий и ценностей, которые существуют в обществе. В качестве объектов, отражающих состояние современного мира, Иван Колесников использовал стулья. Свой выбор он обосновал тем, что:
Во-первых, Стул является одним из основных элементов науки познавания мира, по которой человек учится воспринимать и описывать предметы (мама, папа, стол, стул и т.д.);
Во-вторых, Стул является одним из самых распространенных предметов обихода и своего рода свидетелем всех происходящих в мире событий. Хотя у разных народов - не в равной степени. Так, существует резкое отличие Запада и Востока в использовании этих объектов, ведь культ восточных цивилизаций с вытекающей из этого философией строился не вокруг столов и стульев, а вокруг ковров и циновок;
И в третьих: Стул использовался художником с тем смыслом, который он стал нести в связи с поиском ценностей, о которых русский народ не забывает со времен Ильфа и Петрова.
Что же предлагает нам в связи с этим художник? Изменить наше отношение к миру вещей? Или в очередной раз напомнить нам о том, что в любом самом утилитарном предмете содержатся значительные культурологические и информативные ценности? Думается, и то и другое имеет место.
По инициативе куратора выставки и искусствоведов, приглашенных на предварительный просмотр проекта, было принято решение о проведении опроса среди посетителей выставки с целью персонификации стульев. Предварительный опрос, проведенный до открытия, дал такие результаты: "Повелитель стульев" - Джордж Буш (младший), "Муза" - Мадонна, "Акробат" - Владимир Жириновский, "Половинка стула" - Владимир Путин, "Акт" - Билл и Моника, "Аксиома Руссо" - Овца Долли и доктор Уилмат, "Времена года" - Борис Ельцин, "Здравствуйте господин Жаннере!" - Юрий Лужков, "Ледоход" - Анатолий Чубайс, "Ангел голубого стула" - Борис Моисеев, "Где?" - стул народного героя, имя которого не установлено.
Созерцание стульев И.Колесникова проходило на фоне великолепного концерта, который дали Петр Войс и профессор Васильев. Исполняемые ими песни воссоздали в галерее "С.АРТ" незабываемую атмосферу ушедшего века. В связи с тем, что акция проводилась на масленичной неделе, художественная часть сопровождалась традиционным российским развлечением – поеданием блинов со сметаной и икрой.
А вот еще одна народная забава - сожжение чучела, символизирующего зиму, сорвалась. Чучело, созданное известным кукольным мастером Ольгой Андриановой, оказалось слишком хорошим, чтобы его можно было сжечь. На свет Божий были извлечены несостоявшиеся чучела, созданные Ольгой Андриановой в 2000-м и 1999-м году, и присутствующие голосованием пытались выбрать то из них, которое менее жалко, - но все же дело окончилось ничем, ибо сжигать любую из этих кукол ни у кого рука не поднялась.
Выставка "Одиннадцать с половиной стульев" продлится до 22 марта. Адрес галереи "С.АРТ" - Москва, Земляной вал, дом 14 (вход с Малого Казенного переулка).
Выставка Глеба Богомолова в Галерее Аллы Булянской
28 февраля "Галерея Аллы Булянской" открывает в Центральном доме художника выставку живописи санкт-петербургского художника Глеба Богомолова "Накануне".
Глеб Богомолов родился в 1933 году в Ленинграде. Член Союза Художников России. Член Санкт-Петербургской Академии Современного искусства. Лауреат Царскосельской премии 1997 года. Активный участник движения неофициальных художников. С 1974 года участник более 250 выставок.
Быть первопроходцем дано не каждому. Глебу Богомолову это оказалось под силу. Стремление к непознанному всегда притягивало мастера. Для него главным было состояться как личность, а значит и как художник. Он отстаивал свое право на свободу творчества еще в 70-е годы. Именно тогда в Петербурге проходили первые выставки нонконформистов, в которых Глеб Богомолов принимал активное участие. В то время он был лидером Товарищества экспериментального изобразительного искусства.
Поиски истины, внутренние переживания всегда играли значительную роль в его творчестве. Блестящее мастерство Богомолова-колориста и Богомолова-логика, соединение сложного интеллектуального контекста и богатой психологической гаммы позволяет оценить уникальность этого автора, сумевшего воплотить духовную специфику петербургской культуры, сохранив интимное восприятие мира как поэтического целого.
Художник по-своему использует традиции древнерусского искусства. Многие его работы напоминают иконы, на которых сохранились лишь отдельные фрагменты. Глеб Богомолов все больше уходит от конкретных изображений в мир абстракции. Он занят поисками нового пластического языка. Он сам признается, что все, что делает, является мостиком из очень старого в очень новое.
На первой в Москве персональной выставке Глеба Богомолова будет представлено более 60 полотен, в том числе самый значительный цикл работ "Апокалипсис. Утро первого дня после…", рассказывающий о гибели цивилизации.
Выставка продлится до 18 марта.
Как создавался "Щелкунчик"
15 февраля 2001 года в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, открылась выставка работ Михаила Шемякина "Щелкунчик"». На ней представлено более 110 эскизов, созданных Михаилом Шемякиным в процессе двухлетней работы над постановкой балета "Щелкунчик" на музыку П.Чайковского.
Как известно, премьера балета в Мариинском театре вызвала неоднозначную реакцию театральных критиков и публики. Высказывались даже мнения, что шемякинская трактовка произведения Гофмана есть чуть ли не надругательство над классикой. О вкусах, конечно, не спорят. Но, думается, что все творчество Михаила Шемякина – это гофманиада чистой воды, и что длиннорукие, длинноногие и длинноносые герои его произведений буквально состоят в духовном родстве с героями книг Гофмана. Работа Михаила Шемякина над "Щелкунчиком" – это закономерный, логически оправданный этап творческого пути талантливого российского художника и скульптора, впервые сумевшего в своей постановке передать не только сюжет, но и сам дух гофмановской сказки.
Возможно, выставленные в Русском музее эскизы помогут театралам быстрее понять и принять новую постановку.
Шоу всякие нужны, шоу всякие важны?
С 22 по 25 февраля в московской гостинице "Редиссон Славянская" прошла выставка произведений искусства и антиквариата "Антиквар Show". Несмотря на все попытки превратить ее в значимое событие, чуда не произошло, – подбор произведений нельзя было назвать безупречным. Хотя, конечно, вполне возможно, что все это мероприятие было затеяно исключительно ради того, чтобы показать кое-какие вещицы кое-кому из постояльцев суперэлитной гостиницы, – в этом случае о результативности могут судить только его организаторы.
До новых встреч!
|