Новый Вернисаж - 11 января 2001 г.

Нужна эффективная реклама?

Рекламная сеть "Престиж-1"
- это оптимальный способ
решить самые сложные задачи
Добро пожаловать!
vernisage@rmt.ru
НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
Еженедельная Интернет-газета
Архив номеров, правила публикации, подписка - http://www.nv.ru/nver.htm
Наш E-mail: vernisage@rmt.ru
N1 (65)
11 января 2001 г.
Главный редактор - Николай Ефремов
Выпускающий редактор - Марина Ефремова
Тел. (095) 712-94-97

     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Поздравляем Вас с наступлением 2001 года, 21 века и 3-го тысячелетия, с Рождеством Христовым, а также с удивительным, чисто российским праздником - Старым Новым годом!
     "Новый Вернисаж" не выходил с прошлого тысячелетия; за это время поднакопилось немало интересной информации, ибо художественный процесс не стоял на месте даже в праздники. Нет, я имею в виду не процесс украшательства селедки лучком, или росписи горчицей по киевской котлете, - подобное творчество, безусловно, полезно, однако доступно любому, в отличие от живописи. Ну, некоторая живопись тоже доступна любому... почти любому... В свое время Александр Шилов говорил мне, имея в виду некоторых современных художников: мол, так, как пишут они, я могу в любой момент, без какого-либо труда, а вот пусть они попробуют так, как я - уверен, что у них так не получится. А что, это характерный показатель: можно ли написать так же, как тот или иной художник, или нет. Это определяет как критерий мастерства, так и индивидуальность, самобытность, - то, что можно кратко охарактеризовать как талант художника.
     К чему все это? Будем считать, что это небольшое предисловие к рассказу о Всероссийской художественной выставке, приуроченной к 2000-летию Рождества Христова, которая проходит в Центральном доме художника на Крымском валу. С нее мы и начнем, тем более, что выставка эта, так сказать, эпохальная.

  Выставки  

"Имени Твоему"

     Проводит эту выставку Союз художников России. Ранее подобные итоговые выставки проходили раз в четыре года, но последние десять лет было не до того, – наступивший капитализм... наступивший на нас капитализм привел к тому, что денег на выставки не находилось. Художники оказались предоставлены сами себе: те, у кого была коммерческая хватка, сами организовывали свои выставки, те, у кого было везение, находили себе галериста, а те, у кого не было ни того, ни другого, да кто еще не в Москве живет, те работали, вспоминая о былых выставках, и мечтая о временах, когда жизнь, наконец, нормализуется... Надо понимать, нормализовалась, и вот с 22 ноября 2000 г. по 22 января 2001 г., то есть два месяца, в ЦДХ выставлено более трех тысяч произведений членов Союза художников – живопись, графика, скульптура, предметы культа, декоративно-прикладного искусства, и даже плакаты.
     Как было сказано на пресс-конференции, посвященной открытию, выставком немало постарался, отбирая произведения для выставки. Знаете, как происходит этот процесс? Из всего, что представлено претендентами, желающими поучаствовать в выставке, надо отобрать лучшее. Не забыть своих. Не обидеть блатных. Не пропустить слабые произведения. А заодно и работы врагов. Ну, там, всякие внутренние дрязги, то да се. Опять же поощрить молодые таланты, если они того заслуживают... В общем, кто жил при социализме, тот помнит, что такое выставком, и сколь увлекателен процесс отбора работ на подобную выставку, когда художников много, а площадь ограничена.
     В результате получилось вот что. Графику, декоративно-прикладное искусство, эскизы к декорациям и макеты декораций, а также небольшое количество выделяющихся из общего ряда картин разместили на третьем этаже, – оттуда я и рекомендую Вам начать осмотр выставки. Здесь – то, что не отнесешь к академическому искусству, зато работы яркие, самобытные, не теряющиеся в экспозиции. Обратите внимание на литографии Н.Чарушина в зале 19, на его тетеревов и сов; на офорты Б.Французова там же, особенно на "Стога в ненастье"; на композицию "Закат" из цветного стекла работы Ю.Мерзликина в зале 21, – впрочем, перечислять можно долго. С третьего этажа просто не хочется уходить, можно бродить по нему часами, получая удовольствие от того, что видишь.
     Здесь же, кстати, разместились плакаты, один из которых – "Мы Rусsкiе" – заставил меня задуматься над тем, не слишком ли мы злоупотребляем "емайлами", "броузерами", "дилерами" и пр.
     А на втором этаже ЦДХ разместились, как сказал один немолодой художник, "белые грибы", – в основном, работы маслом. Тех, надо понимать, художников, которые рисуют "как положено". Тон этой части выставки задала экспозиция работ 50-х годов, расположенная перед входом в залы второго этажа: мрачные картины, написанные в послевоенном СССР. Высокий уровень рисунка и безрадостные краски. Как писал Александр Грин: "пейзаж горохового цвета". Сразу вспоминаешь историю КПСС и радиопередачу "Сельский час", где по заявкам комбайнеров и доярок исполнялись песни отечественных композиторов.
     Такие же картины, но уже современных художников, задают тон на втором этаже. Работы, выделяющиеся из общего ряда, – в ту или иную сторону, – просто потерялись, и заметить их весьма непросто. Я могу рекомендовать Вам обратить внимание на расположенные примерно в центре зала 8, главного зала второго этажа, картины Н.Соломина – "Июльский медосбор", "Натюрморт с грибами" и "Страдание", и на шесть небольших картин Ю.Кирикова маслом на картоне: "Татаровский мост около Мстеры", "Март солнечный" и др., – они расположены в том же зале 8, ближе к проходу в зал 10.
    А в зале 10 найдите полотно красноярского живописца А.Знака "Скользя по утреннему снегу". На нем Александр Сергеевич Пушкин в цилиндре и крылатке скачет верхом на лошади, оборотя к зрителю печальное лицо с бачками. Это полотно заставляет вспомнить город Пищеславль, где была возведена конная статуя Тимирязева. "Великий агроном и профессор ботаники скакал на чугунном коне, простерши впереди правую руку с зажатым в ней корнеплодом" (Ильф и Петров, "Светлая личность").
     Кстати, в том же зале 10 Вы можете полюбоваться изумительной по своей выразительности бронзовой скульптурой А.Смирнова-Панфилова "Мальчик с мячом". Тощий ребенок в шортах и панаме наслаждается летними каникулами, на лице его написана вредность и намерение схулиганить. Этакий российский Том Сойер, не задумывающийся о мытье автомашин, долларах, компьютерах, наркотиках, и прочей современной атрибутике современных детей, а довольствующийся скромными развлечениями: запулить мячом в окно, или ободрать чужую малину... Некоторые малолетние посетители выставки стараются щелкнуть его в нос, – может ли быть лучшее свидетельство того, что скульптор достиг цели?
     Да, что касается названия выставки: на ней представлено немало религиозных предметов и работ на библейские сюжеты. Однако и они "растворились" в залах второго этажа, практически не выделяясь из общего ряда. Такое впечатление, что представленные на втором этаже произведения словно "слились" в единое полотно, – намеренно ли это получилось, или таков был замысел организаторов выставки, не знаю.
     Тем не менее, общее впечатление от выставки хорошее; безусловно, такие крупные смотры надо устраивать почаще, а тогда, наверняка, вспомнится и выставочный опыт, подзабытый за последние годы.

     Николай Ефремов

Зимняя встреча среди летних лужаек

     23 декабря в галерее "С.АРТ" прошел предновогодний вечер, приуроченный к открытию выставки живописи Андрея Фролова. Картины этого художника неоднократно показывались на различных московских салонах, они наверняка запомнились любителям живописи, – пруды посреди подстриженных лужаек, подстриженные кусты и рощи... Название выставки "Родина-мать зовет. Спальный вагон" не имело никакого отношения к войнам, борьбе с внешними и внутренними врагами социалистического отечества, и пр. Скорее, можно говорить о той Родине, которая не посылает своих сыновей на убой, а зовет их отдохнуть на своих лужайках, под теплым солнцем, где не слышали о морозах, а лед бывает только в морозильниках.
     Пожалуй, картины Андрея Фролова наиболее соответствуют атмосфере тепла и уюта, обычно царящей в галерее "С.АРТ". Если Вы хотите, не выезжая из Москвы, оказаться в лете, не пропустите момент, загляните в "С.АРТ", – выставка продлится до 22 января. Адрес галереи – Москва, Земляной вал, дом 14 (вход с Малого Казенного переулка), телефоны (095) 916-03-66 и 917-54-54.

Итоги конкурса подведены

С 27 декабря 2000 г. по 10 января 2001 г. в Фотоцентре Союза журналистов России на Гоголевском бульваре прошла выставка, приуроченная к завершении уникальной фотографической акции – Всероссийского конкурса народной фотографии "Россия 2000: фото на память". Этот конкурс отражает реальную ситуацию в современной фотографии – интерес к ней стал поистине всенародным. Появление фотоаппаратов "одной кнопки" и мини-фотолабораторий открыло доступ к этому виду творчества всем слоям населения независимо от профессиональной и возрастной принадлежности. Фотолетопись, создаваемая миллионами фотолюбителей – это необычайно живое и выразительное свидетельство о сегодняшнем дне страны, коллективное "фото на память", оставляемое потомкам.

До новых встреч!

Спонсор "Нового Вернисажа" - ЗАО "Кисловодский фарфор - Феникс"
Первые эксперименты кисловодских мастеров с фарфором относятся к началу 60-х годов. К 1967 году, когда предприятие было реорганизовано в Кисловодскую Фабрику Сувенирных Изделий, на нем, помимо традиционных изделий из рога, металла и оргстекла, выпускались изделия из фарфора и керамики.
Цветы Феникса
Интернет-газета "Новый Вернисаж" зарег. в Минпечати РФ, Эл № 77-4185 от 13.11.2000 г. Печатное издание "Новый Вернисаж" зарег. Моск. рег. упр., рег. N А-0916. Отпечатано в Репроцентре Фонда содействия РИИДП. Тираж - 10 000 экз. Бесплатно. Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещена. © Н.Ефремов, М.Ефремова. URL - http://www.nv.ru ; E-mail - vernisage@rmt.ru ; Тел. - (095) 712-94-97