|
|
это оптимальный способ решить самые сложные задачи Добро пожаловать! bronto@ntl.ru |
|
Анатолий Тимофеевич Зверев родился в 1931 году в Москве. Несколько месяцев учился в Московском областном училище 1905 года. О нем заговорили в одночасье, во время Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. В рамках фестиваля проходил художественный конкурс. Председатель жюри, известный мексиканский художник Сикейрос, безоговорочно присудил Золотую медаль дотоле никому неизвестному художнику, красившему заборы в Сокольниках, и на конкурс попавшему случайно.
После выставок 1965 года, организованных дирижером Игорем Маркевичем в Париже и Женеве, картины Зверева приобретают крупнейшие мировые музеи, в том числе Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Феерическое мастерство художника позволяло ему делать в очень короткое время огромное количество работ. Так, всего за одну ночь он исполнил более сотни рисунков тушью к "Золотому ослу" Апулея. Но перенапряжение психики, связанное с абсолютной творческой самоотдачей и безжалостной растратой себя, привела к саморазрушению "бездонной и бездомной" личности. Зверев умер в 1986 году от апоплексического удара в своей малогабаритной квартире в Свиблово на 56-м году жизни.
Жизнь Анатолия Зверева стала легендой - образ свободного художника-бродяги как нельзя лучше отвечал духу времени. В среде московской интеллигенции ходило множество баек и притч о жизни скитающегося по Москве от дома к дому художника. Одно время было очень модно иметь портрет кисти Зверева. В интервью, которое Зверев дал незадолго до смерти фотографу С.Борисову, на вопрос "Как ты жил?" он ответил: "Я никогда не жил. Я существовал. Жил я только среди тех, у кого и для кого писал, кто слагал обо мне мифы."
Наследие художника огромно, оно рассредоточено по многочисленным частным собраниям, как в Москве, так и за рубежом. Особенно ценны работы Зверева, исполненные им в 60-е годы, когда мастер находился на пике своих творческих сил. В холстах, акварелях и рисунках того времени виртуозное мастерство сочетается с просветленностью и глубиной образов. По легкости, с которой несколькими росчерками художник давал выразительную и точную характеристику персонажа, по живой гибкости и музыкальности линии, критики сравнивали Зверева с лучшими рисовальщиками ХХ века - Матиссом и Пикассо.
Ретроспектива в Третьяковке позволит внести в отношение к художнику "пафос дистанции", ясность и точность в художественную оценку его наследия. Всего на выставке будет показано около 250 произведений, в том числе около 30 работ из собрания самой Третьяковки. Некоторые из работ ранее не экспонировались - как, например, иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри".