Рис. 1


Ювелирное искусство

МНОГОЛИКИЙ ТОПАЗ

О драгоценном камне,напоминающем
прозрачные льдинки или капли утренней росы


       Любой драгоценный камень имеет свою интересную историю, свой неповторимый путь. Не является исключением и топаз – камень, напоминающий прозрачные льдинки или капли утренней росы.
       Уступая в цене таким признанным лидерам царства драгоценных камней, как бриллиант, изумруд и рубин, топаз, тем не менее, всегда обладал притягательностью и для любителей, и для профессионалов.



Рис. 2


Многоименный...

       Существует гипотеза, что название «топаз» произошло от санскритского "tapas" – огонь. Правда, Плиний Старший, имевший, как правило, на все свое мнение, утверждал, что топаз назван по имени острова Топазос, который расположен в Красном море (по Р.Вебстеру, – остров Зебергед).
       Этот камень носит и другие имена – бразильский аквамарин, килликранский алмаз, саксонский алмаз, сибирский алмаз, уральский алмаз, ирис, бристольский камень, бразильский рубин, мадагаскарский цитрин...
       В то же время топазом «незаконно» называют около двадцати других камней, имеющих с ним сходство. Например, богемским топазом – цитрин, гиацинтовым топазом – винно-желтый циркон, дымчатым, шотландским, а также раухтопазом – дымчатый кварц.


Рис. 2


многоликий...

       Такая путаница в названиях вызвана тем, что у топазов очень разнообразная окраска – розовая, желтая, голубая, с богатейшей гаммой оттенков. Бывают и бесцветные топазы.
       Существуют и топазы с так называемой зональной окраской, когда кристалл окрашен в разные цвета. Например, на фоне розовой окраски проходит голубая полоса. Бывает, что окраска внутри одного кристалла резко меняется – от винно-красной до розовой, золотисто-желтой, бледно- и ярко-голубой. Это создает красивый эффект. Есть топазы, у которых голубая окраска центральной части переходит на периферии в розовую, или наоборот – винно-красная окраска в центре переходит в голубую на периферии.
       Особенности окраски топазов не исчерпываются лишь многообразием. Этому камню присущ еще и плеохроизм: при разном угле поворота кристалла его окраска несколько изменяется. Например, от голубого до практически бесцветного, от светло-желтого до желто-красного и т.п.
       Но и этим еще не исчерпываются все особенности окраски топаза. Оказывается, при определенных условиях – нагревании или облучении, – он может изменять окраску. Это его свойство было известно очень давно, – еще древние греки нагревали топазы, чтобы получить камни с особо ценившейся в то время желтой окраской.
       В литературе описан переход розовато-коричневой окраски топазов в голубую при многолетнем воздействии на них дневного света. Коричневые и желтые топазы при нагревании становятся розовыми, бесцветные при облучении – коричневыми, а если их еще и нагреть, – голубыми.


Рис. 1


... "космополит"

       Разнообразие окраски топазов не случайно – месторождения этого камня разбросаны буквально по всему миру. Добывают его в Австралии, Бразилии, России, США и других странах.
       Как правило, топазы из разных месторождений отличаются по цвету. Неповторимые по красоте нежно-голубые топазы находят на Урале, на реке Мокруша (Мурзинка). Розовые, густо-красные или фиолетовые топазы необыкновенно насыщенного цвета – на уральских реках Каменка и Санарка.
       Красные топазы добывают в Оуру-Прету (Бразилия); их иногда называли даже бразильскими рубинами. Золотистыми, медово- и винно-желтыми топазами славятся месторождения Бразилии, шафранно-желтыми – Шри-Ланка.
       Отличаются камни из разных месторождений и структурой, чистотой, формой. Что же касается размера, – в разных месторождениях находят кристаллы весом и в несколько карат (1 карат = 0,2 г), и в сотни граммов.
       Встречаются и топазы-гиганты, весом в десятки и даже сотни килограммов. Например, в 1952 году на Волыни был найден топаз весом 68 кг, а в 1965 году – винно-желтый кристалл в 117 кг. В Бразилии нашли топаз весом 166 кг, в Норвегии – 64 кг.


Рис. 2


Из глубины веков

       Топазы добывались человеком с древности. На Урале, в районе Угалинских озер, на одной из стоянок первобытного человека были обнаружены тонкие узкие лезвияиз хрусталя и топаза. По предположению ученных, их могли использовать в хозяйстве, в ритуальных обрядах, а возможно, и как украшения.
       В Ассирии, Вавилоне и Египте топаз был символом одного из знаков Зодиака – Скорпиона.
       В Индии считалось, что золотистый топаз, заключающий в себе стихии эфира, воздуха и огня, освобождает человека от страстей и гнева, дарит безмятежное наслаждение жизнью.
       В "Апокалипсисе" топаз упоминается в числе двенадцати камней, которые соответствуют апостолам (сам топаз – Иакову Алфееву); после конца света ими должны быть украшены двенадцать оснований стены "небесного Иерусалима".


Рис. 1


Камень царей, королей и рыцарей

       Множество украшений с топазами вошли в историю мирового ювелирного искусства. Так, например, большую известность приобрело шейное украшение из топазов "Убор Гизеллы", относящееся к десятому веку.
       Топазы – пять великолепных чистейшей воды камней розового окраса, – составляют верхнюю часть ордена "Золотое руно", знака принадлежности к рыцарскому ордену Золотого Руна, учрежденного в 1429 году герцогом Бургундcким Филиппом Добрым. С 1577 года главными магистрами ордена были испанские монархи, а членство в ордене и право носить его знак отличия принадлежало высшей аристократии.
       Топазы, наряду с другими драгоценными камнями, нередко украшали короны. Так, например, бесцветный топаз весом 1680 карата (336 граммов), найденный в 1740 году в Бразилии, был принят за алмаз и вставлен в корону португальских королей "Браганца". Он так и называется – 2Большой алмаз".
       Сохранилось описание царской короны Ирины Годуновой, супруги царя Федора Иоанновича, жившей в XYII веке. Эту корону помимо других камней украшали и крупные топазы.
       В 1552 году в честь покорения Казани была изготовлена "Шапка царства Казанского", венец которой сначала был украшен красной шпинелью; в 1627 году ее заменили на крупный желтый топаз грушевидной формы, поставленный между двух жемчужин.


Рис. 2


Демократичный кристалл

       Украшения с топазами были в моде практически во все времена. В Древней Греции и Риме носили украшения с желтыми и золотистыми топазами. В Индии пользовались спросом ожерелья и браслеты с желтыми топазами.
       Топаз широко применялся ювелирами в XYIII-XIX веках – эпоху «историзма», во многом предопределившую направления развития искусства современности.
       Популярность топазов определялась не только их красотой, но и тем, что купить украшения с ними могли позволить себе люди среднего достатка – ведь цены на них были принципиально ниже, чем на бриллианты, изумруды, рубины. Кроме того, мода на холодные прозрачные камни, а позднее – на пеструю радугу самоцветов также определяла высокий спрос на топазы.


Рис. 1


Мода – вечна?

       Топаз и сегодня – один из самых распространенных в ювелирном искусстве драгоценных камней. Им украшают кольца, серьги, броши, кулоны, ожерелья...
       В современной астрологии, как и в древности, топаз соответствует одному из двенадцати знаков Зодиака – Скорпиону. Предполагается, что он прибавляет человеку честности, порядочности и великодушия, несколько исправляя таким образом непростой, если верить гороскопам, характер тех, кто родился под знаком скорпиона.
       Наиболее популярны сейчас голубые топазы, – изделия с ними встречаются в ассортименте множества фирм, в том числе и российских. Реже используются розовые и фиолетовые камни.
       В настоящее время широко распространены топазы с искусственно измененной окраской. Отличить такие камни от естественно окрашенных весьма непросто.
       Огранку топазов сейчас делают самой разной: бриллиантовой, изумрудной, фантазийной, овальной, кабошон...
       В последнее время в моде ожерелья из каскада сверкающих камней. Многие художники-ювелиры для создания таких украшений используют топазы, – как правило, в сочетании с другими камнями, например, бриллиантами, изумрудами, рубинами, хризолитом, жемчугом и пр. Причем топазы в этом "букете" часто занимают центральное место, – крупные прозрачные великолепно окрашенные камни выглядят чрезвычайно эффектно.
       Применяют топазы и в такой интересной области ювелирного искусства, как глиптика – резьба по камню. Геммы на крупных прозрачных кристаллах выглядят просто великолепно.
       Впрочем, несмотря на то, что современные ювелиры широко используют топазы, все возможности этого многоцветного камня, думается, пока еще не исчерпаны. Не исключено, что в будущем он может преподнести нам немало приятных сюрпризов.

Марина Ефремова


Оформление интернет-версии материала отличается от журнальной верстки.
При перепечатке, ином использовании обязательны уведомление редакции и ссылка на журнал "Новый Вернисаж", либо на сайт журнала - http://www.nv.ru


Рис. 1