Традиции

РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА

Загадочная страница в истории нашей культуры


Ангел        В Музее классического и современного искусства «Бурганов-центр» состоялась выставка русской деревянной скульптуры из частных собраний. В экспозиции были представленны произведения 18-20 веков, представляющие основные стилистические тенденции религиозной скульптуры.

       Религиозная скульптура – одна из самых загадочных страниц в истории нашей культуры. С тех пор, как во второй половине прошлого века в обществе возник интерес к своему историческому прошлому, множество научных и популярных трудов было посвящено древнерусскому искусству.
       Вновь открыта и причислена к памятникам высокой живописи иконопись. Оценены замечательные произведения декоративно-прикладного искусства. На соборы и монастыри взглянули как на достижения архитектуры.
       И только о скульптуре не было сказано почти ничего, хотя известно, что рельефные и круглые изваяния находились почти в каждом храме.
       Что же послужило основой создания мифа об отсутствии скульптуры в сакральном пространстве православного храма? Церковь и верующие всегда достаточно категорично отрицают возможность существования скульптуры в сфере искусств православного христианства, мотивируя это рядом запретительных актов, изданных Синодом еще в восемнадцатом веке.
       Однако это еще не означало полного отказа от пластики. Русская сакральная скульптура всегда была рядом с нами. Мы ее просто не замечали. Воистину, нет лучшего места для сокрытия чего-либо, чем поместить это на виду.
       При этом само слово скульптура, отягощенное воспоминаниями о языческих идолах, практически было выведено из терминологии православного искусства. Его заменили слова икона, образ.
        Перейдя в раздел иконописи, скульптура, обозначенная как рельефная икона, приняла условия, диктуемые живописным произведениям, от иконографии до использования иконописных технологий. Таким образом, появился особый сплав, синтез живописи и скульптуры.
       Кажется, что эти ожившие фигуры, раздвинув тесные иконные рамки, вышли в наше пространственное поле. Их цветовая гамма, хранящая воспоминания о иконописном каноне, отличается насыщенностью колорита и благородством тональных сочетаний.
       Ангелы в лазоревых, синих, золотых одеждах, пурпурные и оранжевые с тонким золотым рисунком хитоны святых, скупые жесты, рдеющий румянец на скорбных лицах, пронзительные глаза.
       Все фигуры отмечены особым ощущением предстояния. Кажется, что каждая из них ведет свой диалог со зрителем, и при этом погружена только в себя. Так, например, у Распятия не сохранился крест. Только фигура без тени смерти и мучительного страдания. И Христос, раскинув руки, парит над собравшимися.
       Особый интерес представляет композиция «Спас Полунощный». Пожалуй, нет другого образа, отмеченного таким разнообразием трактовок, несовпадениями мнений исследователей, вопросами, оставшимися без ответа.
       Сюжет композиции, повествующий о последних днях земной жизни Иисуса, редок в иконописи и очень распространен в скульптуре.
       Образы "Христа в темнице" при кажущемся стереотипе поз и скованности движения наиболее далеки от канонических требований. Эти несоответствия обнаруживают себя в отдельных, довольно важных фрагментах. Кроме того, наблюдается отход от самого евангельского сюжета.
       "Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И, раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили ему на голову; и дали ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове" (Евангелие от Матфея, гл.27).
        Он сидит, задумавшись, сутуло нагнув шею, не защищаясь от избиений, подперев щеку правой рукой. Слегка раскосые глаза на Его почти монгольском лице смотрят сквозь пространство и время. Вместо канонической багряницы – символа страдания, на Нем набедренная повязка белого цвета, символизирующего чистоту и святость. Крупные красные пятна, обозначающие капли крови, стекающие с тернового венца, покрывают тело. Во всей фигуре аскетизм, подчеркнутый простотой формы.
       Популярный образ Спаса Полунощного был особенно распространен в северных землях и находился практически в каждом храме или часовне.
       При этом скульптуры как бы жили своей жизнью, имели несколько комплектов специально сшитой одежды, обувь, которую оставляли подле них, так как прихожане были уверены, что в их отсутствие статуи ходят. Воспоминаниями о временах язычества веет от плодов и хлеба, традиционно приносимых в дар и уложенных у ног статуи в маленьких сельских северных церквях.
       Практически все произведения русской деревянной скульптуры отмечены монументальностью форм. Фигуры почти всегда расположены фронтально и тяготеют к симметрии, создавая у зрителя чувство покоя и гармонии.
       Это диктует произведению определенную статику, которая не является недостатком, а определяет архитектоническое устройство скульптуры. Зато сама пластика объемов необычайно активна. Как правило, это сочетание крупных монолитных форм, поддержанное лаконизмом цветового решения.
       Остается надеется, что русская деревянная скульптура наконец вышла из тени забвения. Пластическое наследие русской православной культуры необычайно велико. Оно сохранило для нас все те исторические вехи и стилистические изменения, которые характерны для русского искусства в целом.
       Пришло время оценить высокие достижения, своеобразие, художественные особенности искусства деревянной церковной скульптуры.

Мария Бурганова


Оформление интернет-версии материала отличается от журнальной верстки.
При перепечатке, ином использовании обязательны уведомление редакции и ссылка на журнал "Новый Вернисаж", либо на сайт журнала - http://www.nv.ru