Фитодизайн

ИГРА, ФАНТАЗИЯ, ИСКУССТВО...

       В предыдущих номерах «Нового Вернисажа» мы уже писали о том, что аранжировка цветов – самый демократичный вид искусства. Создание произведений из растений, над которыми уже поработал величайший творец – Природа, доступно практически всем, у кого есть вкус и воображение. Последнее особенно необходимо, когда цель – составление пейзажной композиции, одного из самых интересных и изысканных украшений дома.

Рис. 1       Пейзажные композиции – это мини-ландшафт, модель природы, миниатюрный уголок Земли, а может быть, и некого фантастического мира, существующего лишь в вашем доме.
       Купить охапку дорогих цветов и запихнуть их в вазу наподобие веника может каждый, а понять изыск пейзажной композиции – лишь тот, у кого есть хороший вкус, утонченное восприятие, умение любить и понимать природу.
       Пейзажные композиции можно созерцать часами, отрешаясь от проблем и тягот повседневности.
       Именно эта особеность издавна привлекает к ним интерес. Еще в древней Японии было распространено искусство «сайкэй» – создание на неглубоком подносе миниатюрных пейзажей из трав, мхов, камней, веток и даже карликовых деревьев «бонсай». Произведения «сейкей» имелись практически в каждом приличном доме.
       Некоторые существующие сегодня стили фитодизайна, например, так называемый «параллельный», по замыслу и сущности очень близки к пейзажным композициям.
       Составление пейзажной композиции технически несложно– если не пренебрегать несколькими правилами, сложившимися в процессе развития этого вида аранжировки растений.
       Основное требование – необходимо четко представлять, что в итоге вы хотите получить: уголок леса, луга, поля, сада, фантастический пейзаж...
       Все главные и второстепенные детали композиции, – подставка или поднос, растительный материал, дополнительные аксессуары, – должны соответствовать выбранной теме.
       Не стоит стремиться к излишнему натурализму, ведь создавать точную копию настоящего сада или альпийского луга в миниатюре не обязательно. Мастерство, и даже, так сказать, «высший пилотаж», заключается в том, чтобы выразить свой замысел буквально несколькими штрихами.
       При подборе растений важно правильно соблюдать пропорции. Например, цветы должны быть меньше ветки, которая изображает дерево.
       В качестве дополнительных аксессуаров для пейзажных композиций используют камни, раковины, небольшие коряги, корни деревьев, шишки и пр. Очень украшают композицию фигурки людей и животных – из фарфора, стекла, керамики, камня, металла...
       Аксессуары могут как соответствовать тематике композиции, так и, наоборот, намеренно идти с ней вразрез. Такой прием, конечно, если он применен продуманно, обоснованно, позволяет добиться удивительного сюрреалистического эффекта.
       Кстати, некоторые аксессуары можно расположить и вне подставки.
       Но в любом случае аксессуары не должны перегружать композицию, иначе это будет ослаблять впечатление.
Рис. 2       Тематика пейзажных композиций очень широка. Наиболее распространены «модели» поляны или сада с одиноким деревом. Его, как правило, изображает ветка – сухая или с листьями. В композицию могут входить некрупные цветы (садовые или полевые), мох, трава, разнообразные аксессуары: корни, коряги, камни...
       Подобные композиции могут быть составлены как из живых, так и из сухих растений. В последнем случае они будут намного долговечнее. Очень интересны пейзажные композиции, в которые включен миниатюрный «водоем» (какая-либо плошка с водой, вдавленная в песок, гальку, любой другой наполнитель).
       Продолжением этой темы являются миниатюрные водные пейзажи: емкость заполняется водой, у «берега» может выступать ветка, изображающая, например, плакучую иву, поверхность «пруда» покрыта цветущими растениями, как свободно плавающими, так и несколько выступающими из нее (для этого их закрепляют на дне сосуда с помощью наколки, флористической губки, либо просто нержавеющей проволоки).
       Необычайно красивы композиции, представляющие горный пейзаж. В этом случае цветы, ветви и другие растения закрепляются в камнях, сложенных так, чтобы иммитировать склон горы.
       Такие композиции напоминают уменьшенные «альпийские горки», создаваемые любителями декоративного ландшафта в саду.
       Особое место занимают фантастические пейзажи. Для их составления можно использовать подкрашенные сухие растения и камешки, цветной песок, кусочки стекла, и пр.
       Особое очарование пейзажная композиция приобретает тогда, когда ее дополняет соответствующая подсветка. Например, «альпийский луг» или «склон горы» залит ярким светом, имитирующим горное солнце. Либо фантастический пейзаж освещен светом необыкновенного оттенка, – зеленоватого, синеватого, фиолетового.
       Разумеется, лучше не экспериментировать с самодельным освещением, а воспользоваться стандартными, гарантированно безопасными электроприборами. Наиболее удобны для этой цели так называемые «точечные» светильники, используемые при оформления выставочных витрин.
       В общем, существует бесконечное множество приемов, позволяющих создать для своего дома уникальное, неповторимое украшение – собственную пейзажную композицию.

Марина ЕФРЕМОВА
Рисунки (акварель) автора



Оформление интернет-версии материала отличается от журнальной верстки.
При перепечатке, ином использовании обязательны уведомление редакции и ссылка на журнал "Новый Вернисаж", либо на сайт журнала - http://www.nv.ru