Круглый стол

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖА
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - 2

Непредвзятые мнения о том, что сегодня происходит

       Отчет о первом заседании нашего круглого стола (см. № 3–98) вызвал неоднозначную реакцию читателей, озабоченных нынешней ситуацией в современном искусстве.
       К сожалению, мы не получили ни одного письменного отклика от специалистов. Что это – подтверждение нелицеприятного мнения Дмитрия Глуговского об уровне и интересах нынешних искусствоведов? Неверие в то, что журнал опубликует «стороннее» мнение? Или?
       Считаем своим долгом повторить, что мы видим наш журнал трибуной для свободного обмена мнениями, – разумеется, между достойными, уважаемыми людьми. Если Вы с чем-то не согласны, если у Вас есть свое мнение по какому-либо вопросу, приходите на очередное заседание круглого стола, либо пришлите отклик, – по почте, факсу, E-mail, – и он будет доведен до сведения читателей.
       Итак, очередное заседание круглого стола. О престиже современных мастеров, произведений современного искусства беседуют народный художник России, академик, профессор Строгановки Александр Бурганов, народный художник России, академик, президент Московского фонда культуры Антонина Степанова, ведущий специалист компании «АЛРОСА» Светлана Максимова.

Рис. 1       Антонина Степанова:
       Настоящий художник – это многогранная фигура, он должен быть и философом, и психологом, и поэтом, и писателем. Это человек, идущий впереди времени.
       Художнику отведена весьма важная роль: он с помощью пластического языка должен отобразить многообразие жизни, ее проблемы и конфликты, выразить суть явлений нашего мира.
       Главная цель художника – добиться диалога зрителя с картиной. При этом даже, я считаю, не так уж принципиально важно, какие именно эмоции испытывает зритель: лучше, если положительные, хуже, если отрицательные, но главное, чтобы эмоции были, чтобы зритель не остался равнодушным.
       Конечно, это – в идеале. Мы сейчас живем в условиях рынка, и это накладывает свой отпечаток на происходящее. Конечно, я не могу осуждать, если кто-то хочет нормально жить, зарабатывать большие деньги. Понятно, что у всех семьи, у всех свои проблемы.
       Но если художник работает на потребу рынка, руководствуется только желанием поскорее продать, если из-за экономических условий он вынужден понижать творческий уровень своих работ, то результаты будут не высокими.
       К счастью, и сейчас есть художники, которые в весьма непростых условиях не понижают планку, которые сохраняют многовековые традиции западноевропейского и нашего национального русского искусства.
       Другое дело, что многого из того, что сейчас создается, мы не видим: ведь выставки обычно устраивают те художники, которые могут за это заплатить. Меценатов, которые бы помогали талантам, у нас пока очень мало.
       Далеко не все понимают, что здоровье нации, общества зависит от состояния культуры. А что сейчас происходит с этим у нас, известно. Престиж культуры, искусства сильно принижен, как и престиж профессии художника.
       Возьмем, например, ситуацию в ювелирной промышленности. Нередко бывает, что руководителя не интересуют художники, которые на него работают, которые своим трудом приносят фирме деньги и славу. В «иерархии» сотрудников фирмы художники порой находятся где-то внизу.
       Это может проявляться и в оплате труда, и в отношении к авторским правам, и в том, что не находятся средства на поездку художника на выставку.
       А возьмем ситуацию с реализацией ювелирных изделий. Я считаю, что они не должны быть «безликими», как это сейчас происходит. Надо указывать фамилию художника и мастера, может быть, даже знакомить покупателей с какой-то информацией о них. Желательно, чтобы каждый мастер имел свое клеймо, как это было принято раньше.
       На всем этом, мне кажется, надо акцентировать больше внимания. Необходимо устраивать дискуссии, семинары, встречи. Нужно больше говорить о роли художника и мастера, о том, что созданные произведения, – это только видимая часть их труда, ведь авторский замысел может вынашиваться неделями, месяцами и даже годами.
       Чем чаще мы об этом будем напоминать, тем больше шансов, что престиж художника, а, соответственно, и всего искусства, будет повышаться.

Рис. 2       Светлана Максимова:
<       С тех пор, как рассыпался «Ювелирпром» и возникло множество мелких ювелирных фирм, художникам-ювелирам стало легче найти производство, где они могли бы реализовать себя.
       Но сейчас из-за финансового кризиса произошло резкое снижение доходов среднего класса, – основного покупателя ювелирных изделий. Людей теперь волнует, как прожить, как оплатить учебу детей, лечение членов семьи.
       Такая ситуация сказывается на торговле ювелирными изделиями. Ювелирные фирмы из-за уменьшения покупательского спроса находятся в тяжелом положении. Многие буквально из последних сил держатся, и это сказывается на всем, в том числе и на положении художников.
       Трудности, переживаемые отраслью, сказались и на проведении выставки «Ювелир–98», которая сейчас является, по существу, единственным масштабным мероприятием, объединяющем ювелиров нашей страны.
       Понятно, что ее организаторы в нынешних условиях с большим трудом вообще вытянули выставку. Но многие возможности, которые вполне можно было бы реализовать, реализованы не были. Это касается и отсутствия каких-либо интересных семинаров, лекций и пр., и подбора самими участниками экспонатов для показа, – такое впечатление, что некоторые заводы выложили всю свою серийную продукцию за последние тридцать лет.
       Буквально считанные фирмы привезли на выставку своих художников, мастеров. А ведь для них посетить такое мероприятие очень важно. На периферии проблема с информированием стоит острее, чем в Москве: и пресса не всегда доходит, и телепередачи из-за разницы во времени часто идут в неудобные часы. Но получается: на выставку приезжает директор, коммерческая служба, бухгалтер, – а на художников денег не находится. Нередко ювелирные заводы не придают значения тому факту, что работа их художников, мастеров получает на выставке приз. Они ее продают – и даже не считают нужным оставить на память фотоснимок.
       Было бы хорошо, если «Новый Вернисаж» создаст на своем сайте в интернете базу данных, – с иллюстрациями, – по ювелирным изделиям, отмеченным на конкурсах выставок «Ювелир».
       Думается, что надо привлечь к разговору о престиже искусства какие-нибудь объединения ювелиров. Например, «Аурум», который объединяет восемнадцать крупных российских ювелирных заводов и торговых организаций. Пригласить к разговору их главных художников, ведущих мастеров; может быть, даже устроить показ изделий, которые они сами считают лучшими.
       Год назад я наблюдала, как в ресторане устроили аукцион единственной розы. Начали с десяти долларов, а через полчаса торга продали ее за 1100. Не золотое украшение, не картину, не скульптуру, – живой цветок, который на следующий день завянет. Вот что значит – нет критериев.

Рис. 3       Александр Бурганов:
       Коль речь здесь идет в основном о ювелирном искусстве, – нельзя не признать тот факт, что это особый вид искусства. Он связан с экономикой, социологией. Так сказать, на стыке искусства и промышленности.
       Действительно, единых критериев сейчас нет, да и, наверное, быть не может. Ни у производителей, ни у покупателей. Одни предпочитают приобретать произведения современных мастеров, другие – золотые слитки, третьи – изделия старых мастеров, например, Фаберже, четвертые – предметы, которых касалась рука каких-то знаменитостей, например, английской королевы.
       Эта история с розой, – о чем она говорит? Люди порой попадают в ситуацию, когда деньги уже не важны. Их нужно заплатить, чтобы пустить пыль в глаза, доказать свою особенность. Пусть цветок завтра завянет, ведь деньги платят не за него, – за престиж.
       Точно так же, собственно, формируется и престиж искусства. Чтобы его повышать, нужно вкладывать в это деньги, нужно создавать ситуации, когда люди будут понимать, что быть приближенным к искусству, – почетно, что затраты на искусство окупятся повышением авторитета, рейтинга.
       Морально ли все это, или нет, воп-рос особый. Быть может, на фоне всеобщей нищеты сумма в тысячу долларов и поразит чье-то воображение. Но такой поступок закономерен, это – часть человеческой природы. А от природы никуда не уйдешь, она составная часть человеческой культуры в целом.
       Утвердить свое «я», не взирая на запрашиваемую цену – в широком смысле это то, на чем держится авторитет всего, чего угодно, в том числе и авторитет художников: Веласкеса, Микеланджело, Рублева. Любой художник должен что-то показать, что-то доказать своим зрителям.
       Способы, конечно, все избирают разные, – в соответствии с собственными возможностями, с талантом, с моральными критериями. Но это уж кому что доступно.
       Если говорить о коммерческой раскрутке, о коммерческом создании престижа, – безусловно, это нужно, это выгодно. Ведь кто-то эту розу продал, организовав такую ситуацию.
       Даже если подойти к этому с точки зрения философских моральных основ общества, то и тогда работа над повышением престижа современного искусства необходима. Правда, тогда надо создавать все это на несколько иной основе – ориентируясь исключительно на высочайшие критерии общемировой культуры.
       Думаю, что сейчас апеллировать только к духовным ценностям не эффективно. Вот если удастся объяснить, – в частности, и тем, кто занимается ювелирным делом, – что производство может стать более рентабельным, что прибыли можно увеличить за счет повышения престижа современного искусства, повышения авторитета современных мастеров, – тогда руководители ювелирных фирм будут придавать этому большее значение.
       Возможно, этому послужат и данная публикация «Нового Вернисажа».


Оформление интернет-версии материала отличается от журнальной верстки.
При перепечатке, ином использовании обязательны уведомление редакции и ссылка на журнал "Новый Вернисаж", либо на сайт журнала - http://www.nv.ru