Ювелир-99 будет проходить 21-27 сентября

Выставки

«ЮВЕЛИР–98»: В НОГУ СО СТРАНОЙ

Финансовый кризис минувшего года не мог не сказаться на проведении крупнейшей российской ювелирной выставки-ярмарки

Рис. 1       Тем не менее, на юбилейной, – сороковой, – ювелирной выставке в Сокольниках было, что посмотреть: в ней приняло участие около трехсот фирм России, ближнего и дальнего зарубежья. Хорошо известные в нашей стране и за ее пределами ювелирные заводы и объединения показали как изделия прошлых лет, давным-давно уже полюбившиеся посетителям ювелирных выставок и магазинов-салонов, так и новые, созданные нашими замечательными мастерами за последний год.
       К несомненным достоинствам организации выставки можно отнести хорошее информационное обеспечение: ее работу освещало более десяти изданий, в том числе «Экономическая газета», журналы «Ювелирное обозрение», «Покупатель» и др., а также уникальное средство массовой информации – журнал на видеокассетах «Видеокаталог».

       Как показала выставка, отличительная особенность современного российского ювелирного производства – среди выпускаемых украшений и иных ювелирных изделий, как эксклюзивных, так и серийных, немалая часть выполнена на высочайшем художественном уровне.
Рис. 2        В отношении этих изделий неприменимо импортное понятие «дизайн», полюбившееся в последние годы нашим искусствоведам. Так же, как, например, оно неприменимо в отношении картин Васнецова или скульптур Родена.
       Существует дизайн – художественное конструирование предметов и интерьеров, то есть, практически, приемы облагораживания посуды, машин и пр., – а есть высокое искусство, которое, как говорится, несет «отпечаток души» мастера и относится, в отличие от прикладных разработок, к вечным ценностям.
       И при этом, – применительно к ювелирным изделиям, – не так уж принципиально важно, новаторская ли закрепка у камня или мастер применил давно известный прием, модный ли замок у серьги, того ли оттенка металл...
       Настоящее искусство – оно вне отраслевых стандартов и даже моды, которая, как известно, преходяща. И в России оно, как в очередной раз показала выставка «Ювелир» в Сокольниках, – есть, несмотря ни на какие кризисы.
Рис. 3        Праздношатающиеся посетители, правда, больше толпились там, где им, воспринимающим вершиной искусства обертку любимой жвачки, было понятнее и привычнее. Например, у колец, напоминающих ободранную кровать-раскладушку или упавший с комода будильник; у браслетов, размерами и видом похожих на кастет; у тайваньской бижутерии (розовенькая!); у стендов, где украшения по стоимости соперничали с авианосцем.
       Впочем, было бы наивно ждать чего-либо иного от нашей публики, убежденной силой рекламы, что галерея – это место, где торгуют ботинками или мебелью, что лучшее украшение квартиры – не авторская картина, а зарубежный постер (репродукция) в «стильной» рамке, и т.п.
       К этому всему мы уже привыкли. Гораздо огорчительней другое: далеко не во всех ювелирных фирмах проявляли достаточное уважение к собственным художникам и мастерам. Например, не на всех стендах на ярлыках экспонатов указывали фамилию автора.
       Более того, в некоторых случаях автора не то, что серийного, но даже эксклюзивного изделия не мог назвать никто из присутствующих на стенде. Мол, есть у нас одна девочка, то ли Оля, то ли Катя, так это ее...
       Это ли не показатель того, каким авторитетом пользуется здесь художник. Ведь фамилии своего директора и бухгалтера знали практически все. Может быть, главный урок прошедшего «Ювелира» как раз и заключается в том, что отрасль сейчас оказалась в тупике вовсе не случайно.
       И выйти из него она, похоже, пока не сможет. До тех пор, пока зарплаты художников не станут выше зарплат секретарш, шоферов, охранников. Пока большинство руководителей предприятий не обратятся к опыту развитых стран. Пока они не осознают необходимости вести грамотный маркетинг, правильно формировать свой имидж – личный, предприятия, своего стенда на выставке, отрасли в целом. Ведь это – звенья одной цепи. Все это тем более грустно, что с художественной точки зрения наши ювелиры традиционно обладают весьма высоким потенциалом.
Рис. 4        Немного о технологии. Если вспомнить прошлые выставки, то прогресс определенно прослеживается. Качество обработки изделий из года в год становится все выше. Думается, что еще несколько лет – и наши фирмы (ну пусть не все, но хоть какие-то) потенциально смогут конкурировать с Западом. Если, конечно, позволят законы, налоги и коммерческая смекалка.
       А в заключение – для тех, кто раздумывает, надо ли ему посещать подобные выставки, или можно ограничиться несколькими репортажами: да! Надо! Просто необходимо! Здесь каждый может найти то, что ему по душе.
       Тем более, что желающие могут не только полюбоваться тысячами красивейших изделий наших мастеров, но и приобрести то, что им понравилось.

Рис. 5

На снимках :
- Декоративная композиция «Улей» Д.Рябинкова и Д.Климова, Московский ювелирный завод;
- Брошь в стиле римской мозаики, автор В. Соловьева, ЗАО «ТЕФФИ», Санкт-Петербург;
– колье «Сирокко» фирмы «Топаз», Кострома
- очаровательная бижутерия, представленная на стенде фирмы «Юниглен», Москва

Фото Михаила Петрова

ПРИЗ ЗА САМОЕ ЭЛЕГАНТНОЕ УКРАШЕНИЕ 1998 ГОДА
ВРУЧЕН "РУССКОЙ ЮВЕЛИРНОЙ МАНУФАКТУРЕ - КАРАТ"

Рис. 6В 1998 году журнал «Новый Вернисаж» учредил переходящий приз «За самое элегантное и выразительное ювелирное украшение года».
Это скульптура «Престиж» работы Александра Бурганова – народного художника России, академика, профессора, члена редакционного совета нашего журнала.
Приз будет вручаться ежегодно в рамках общего конкурса выставки «Ювелир» в Сокольниках.
В 1998 году приз был присужден за гарнитур «Виноградная лоза» Михаила Колчина («Русская ювелирная мануфактура-КАРАТ», Москва).
На снимках: гарнитур-победитель; вручение приза представителю фирмы.
Читайте в номере материал о "Русской ювелирной мануфактуре - КАРАТ"


Рис. 7


Оформление интернет-версии материала отличается от журнальной верстки.
При перепечатке, ином использовании обязательны уведомление редакции и ссылка на журнал "Новый Вернисаж", либо на сайт журнала - http://www.nv.ru