Искусство в сети интернет

ПОЕЗД ТРОНУЛСЯ,
НО ДВЕРИ ОСТАЮТСЯ ОТКРЫТЫМИ

Положение дел со всемирной сетью интернет в России сегодня напоминает ситуацию с «чугункой» в XIX веке: одни строят, другие пользуются этим благом цивилизации, третьи опасливо крестятся

1
Рис. 1        Думаю, не будет преувеличением сказать, что интернет относится к тем эпохальным изобретениям, которые, – как в свое время начало книгопечатания, появление железных дорог, радио, телефона, – оказывают принципиальное влияние на развитие цивилизации, да и на сам уклад жизни человечества.
       Возможность в считанные минуты беспрепятственно, не взирая на границы и расстояния, получить и передать любую информацию, – текстовую, звуковую, визуальную, – делают интернет сегодня буквально незаменимым. При соответствующем оборудовании интернет позволяет переписываться, переговариваться (даже – видя друг друга), читать газеты и журналы, делать покупки, слушать радио, музыку, смотреть видеофильмы, трансляцию с установленных видеокамер...
       Количество пользователей интернета увеличивается лавинообразно. В мире их, по ориентировочным подсчетам, насчитывается уже свыше ста миллионов, в России, – около миллиона.
       Разумеется, всемирную сеть, как и любое творение рук человеческих, можно использовать не только во благо, но и во вред. Тем более, что на «террирории» интернета сейчас такая же вольница, какая была в свое время на просторах Северной Америки, когда самые предприимчивые и легкие на подъем граждане, подстегиваемые жаждой приключений и надеждой на лучшее будущее, трогались в путь.
Рис. 2        Пользователям всемирной сети открыт почти свободный доступ и к «крутой» порнографии, и к информации о наркотиках, и к кое-чему другому, без чего жизнь приличных граждан была бы приятнее и спокойнее.
       Что ж, получить по голове чайником, или радиоприемником, или томом стихов Пушкина, конечно же, не менее больно, чем дубинкой. Но обижаться тут надо не на Александра Сергеевича, а на того, в чьих руках находится этот томик (чайник, компьютер и пр.).
       Разумное общество, безусловно, должно пресекать криминальные, антиобщественные и т.п. действия граждан. А с другой стороны, поддерживать тех, кто размещает на своих сайтах в интернете информацию, имеющую отношение к науке, культуре, искусству.
       Впрочем, «разумное» – это не про нас. И не будем предаваться бесплодным мечтам, поговорим о реальной действительности. А она такова, что в России власть придержащие интернетом пока интересуются мало. В лучшем случае используют для самопропаганды.
Рис. 3        Но Россия все-таки – великая страна. Невзирая ни на какие экономические и прочие реформы, на кризисы, безумные законы, отвратительные порядки, и прочая, и прочая, у нас есть немало людей, которые безо всякой помощи, тратя свое личное время и «кровные», открывают в интернете сайты по культуре, искусству, где пропагандируют не только собственные, но и, нередко, чужие идеи и произведения.
       Порой это делают из чистой любви к искусству (в буквальном смысле слова), но чаще в порядке маркетинга, или, как сейчас говорят, «раскрутки». Ну, и слава Богу, ведь американские пионеры тоже мечтали разбогатеть, а какую страну в результате создали!
       Поэтому я не стал бы делить сайты на «коммерческие» и «некоммерческие», – и те, и другие, если они посвящены не каким-либо безобразиям, а искусству, вносят свою лепту в российскую, да и общемировую культуру.
2
Рис. 4        Итак, пока одни ругают интернет, а другие вяло размышляют, нужно ли им все это, третьи, – самые предприимчивые и легкие на подъем, – уже вовсю пользуются теми возможностями, которые предоставляет своим пользователям «всемирная паутина».
       Но насколько эффективно сейчас использовать возможности интернета для той самой «раскрутки»? Приносит ли это им хоть какую-либо пользу?
       Какую-то – безусловно. Сегодня не иметь своего представительства в интернете – все равно, что брести с посохом вдоль железной дороги. Может быть, Вам и нет никакого дела до насмешливых взглядов пассажиров, но объективно скорость Вашего перемещения намного ниже, чем электрички.
       Другое дело, что оценить экономическую эффективность вложений в собственный сайт, если только речь идет не о магазине или оптовой фирме, не просто. Так же, как и вообще оценить отдачу от затрат на рекламу.
       Экономическая наука способна определить лишь отдачу от тех затрат, что направлены непосредственно на увеличение продаж. Грубо говоря: прокрутили по телевидению ролик «Купи памперс», – и сбыт увеличился на 1 процент.
Рис. 5        А сколько приносит рубль, вложенный в пропаганду искусства, подсчитать практически невозможно. Другое дело, что потом, когда человека встретит в подъезде верзила с ножом, или в машину подложат бомбу, или сын вернется с дискотеки с расширенными зрачками и бессмысленной улыбкой, – вот тогда он внезапно понимает, сколь высокую отдачу дает рубль, вовремя вложенный в детский дом, музей и т.п.
       За рубежом, – в цивилизованных странах, – это все давно уже прошли. Там стараются больше средств вкладывать в образование, науку, культуру. Наши же предприниматели поддерживают в основном спорт. Юмор заключается в том, что спортсмены их же потом и бьют в лет, как куропаток.
       Или как раз в этом-то все и дело: работники культуры, в отличие от спортсменов, люди не страшные, бить, пытать, убивать, взрывать не станут? Впрочем, все это лирика, к интернету отношение не имеющая. Итак, все же, выгодно ли, полезно ли вкладывать деньги в создание собственного сайта?
       Сегодня уже можно ответить однозначно: да, полезно и выгодно. Если, конечно, не тыкаться вслепую, а проводить маркетинг в интернете с умом, грамотно, правильно используя все предоставляемые им возможности.
       Но об этом – в следующем номере.

Николай ЕФРЕМОВ

Рис. 6


В оформлении этой статьи использованы произведения,
которые демонстрируются на сайтах,
рекламируемых в нашем разделе "Интересные сайты":

- 1. «Скрипка» («Галерея художника Александра Шварца» – http://www.orc.ru/~pavel);
- 2. Галина Иванова, «Развитие («MK-interio» – http://www.axon.ru/mk-interio);
- 3. Маша Черкасова (14 лет), «Ночные ели» (Галерея детского рисунка «Дети в интернете» – http://www.park.ru/gallery);
- 4. Р.Щербакова, «Напольная ваза» (Галерея «Стекло, керамика, металл» – http://goldmakers. hypermart. net/design);
- 5. Памела Солдведел, «Поиск» (сайт «Скульптура Памелы Солдведел» – http://www. soldwedelsculptures.com);
- 6. Степан Петров, «Распутица» (Галерея «Русский пейзаж» – http://www.chat.ru/~ctep/index.htm).

Оформление интернет-версии материала отличается от журнальной верстки.
При перепечатке, ином использовании обязательны уведомление редакции и ссылка на журнал "Новый Вернисаж", либо на сайт журнала - http://www.nv.ru